03.04.2013 13:58
    Поделиться

    Воронежцы увидят культовые для европейцев детские книги

    Красочные сборники сказок и стихов, выпущенные в Бельгии, Франции и других странах в первой половине ХХ века, давно стали мечтой коллекционеров. На книжках с иллюстрациями русской эмигрантки Елизаветы Ивановской выросло несколько поколений европейских ребят. Полистать раритетные издания и увидеть копии самых известных рисунков художницы можно в большом зале книжного клуба "Петровский" в Воронеже.

    Редкие экземпляры появились в России три года назад: голландские собиратели подарили их петербургскому информационно-культурному центру "Русское зарубежье" к столетию со дня рождения Елизаветы Ивановской (1910-1996). С тех пор выставку увидели в Екатеринбурге и Омске, Архангельске и Москве. Многие посетители говорили, что не прочь купить такие книги для своих чад, но переизданий почти нет, а уж перевода на русский, пожалуй, и не предвидится.

    В детстве Лиза иллюстрировала домашний "самиздат": брат сочинял истории, она их аккуратно переписывала, вставляла свои картинки и сшивала листки. Первая типографская работа Ивановской - альбом "Цирк" - увидела свет в 1934 году. Последняя персональная выставка состоялась в 2000-м.

    В этом промежутке художница оформила около 400 книг (нередко - на свои же тексты), изданных на разных языках в 26 странах мира. Во время Второй мировой, когда в Европе недоставало бумаги и детские книги почти перестали выпускать, Елизавета Андреевна с мужем-поэтом на свои деньги отпечатали серию книжек-малышек "Китайское яблочко". Впрочем, то были даже не малышки, а малютки - с пол-ладони величиной - на обойной бумаге разных оттенков. Небольшой тираж разошелся моментально.

    По словам искусствоведа Надежды Лекомт, в свое время открывшей для россиян наследие Ивановской, оригинальный стиль художницы сложился во многом из-за необходимости экономить:

    - Ее учеба в Школе живописи в Кишиневе пришлась на трудные годы - после революции и гражданской войны материалов для занятий не хватало, и приходилось "освобождать" композицию от второстепенных деталей. Отсюда эти яркие, строго очерченные фигуры на белом фоне, эти чистые цвета.

    Большое влияние на манеру Елизаветы Ивановской оказало церковное искусство. Чтобы помочь семье и скопить денег на обучение в Бельгии, она копировала фрески в румынских храмах и писала иконы. А еще зарисовывала в госпитале позы больных - картинки вошли в пособие для медиков.

    В первой половине ХХ века среди эмигрантов из России было немало выдающихся художников, и их влияние на европейское искусство трудно переоценить, отметила специалист по "русскому зарубежью", профессор МГУ Зоя Бочарова. Так, творчество Ивановской задало тон развитию книжной графики в Бельгии. На склоне лет Елизавета Андреевна признавалась, что работа на заказ порой заставляла ее жертвовать качеством. Но тогда и в поденщине было принято ставить высокую планку. 

    Выставка книг в Воронеже
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться