19.04.2013 12:28
    Поделиться

    "РГ" узнала, что на Урале работает первый в России радиоведущий-дипломат

    Маркус Форстер - консул Генконсульства ФРГ в Екатеринбурге, но раз в неделю он садится на своего "железного коня" и отправляется в радиостудию на запись музыкального чарта. Господин Форстер - настоящий фанат кантри, в его коллекции - больше 3000 дисков, видеокассет и виниловых пластинок. Путешествуя по миру по долгу службы, дипломат приучает людей к этому музыкальному стилю.

    Кантри - необычный выбор для человека, родившегося в Германии. Я бы не удивилась, что вы ведете передачу про тирольский йодль, но откуда любовь к американской музыке?

    Маркус Форстер: Так получилось, что американская культура меня окружала с детства. Я родился и вырос в маленьком баварском городке, в котором до падения "железного занавеса" располагался американский гарнизон. На 40 тысяч местного населения - около 2000 солдат и офицеров. У нас постоянно работало радио американских вооруженных сил, проводились дискотеки. Каждый год на фестиваль дружбы Америка - Германия съезжались известные музыканты, которые играли кантри. К тому же я был большим поклонником ковбойских вестернов - по германскому ТВ их показывали 5-6 раз в неделю.

    Никто из моих школьных друзей и членов семьи этого увлечения не разделял, они предпочитали рок. Но все знали, что по субботам, когда по радио транслируется хит-парад кантри, меня трогать нельзя. Для меня это было "святое время": только я и четыре часа самых популярных американских песен. Английский я изучал в школе и к 15 годам уже неплохо понимал тексты.

    Кто предложил вам вести передачу на радио? Был ли у вас такой опыт до России?

    Маркус Форстер: Да, в 80-е годы прошлого века я работал в Нигере и вел там программу о кантри на радио на французском, поскольку это государственный язык Нигера. Слушателями были, в основном, жители англоязычных стран Западной Африки, где кантри очень популярно. Сначала я делал утреннюю программу, потом добавилась вечерняя. И так в течение трех лет.

    В 1992 году меня перевели в Киргизию, в Бишкек. Уже появились первые частные радиостанции, и одна из них откликнулась на мою идею. Четыре года мы делали еженедельную часовую программу о кантри на русском языке.

    Что было сложнее: освоить профессию ди-джея или русский?

    Маркус Форстер: В принципе, за год я так научился работать с современной техникой, монтировать саундтреки, что в случае моего перевода в другую страну готов делать передачу дистанционно, по интернету. А вот с языком сложнее.

    На разговорном русском я могу свободно общаться, но в программе лимитировано время. И когда иностранец хочет что-то сказать на неродном языке, все равно возникают паузы, да и фраза получается немного "кривой", не хватает глубины выражения. Поэтому в Екатеринбурге программу мы записываем заранее. Сначала я подбираю песни для хит-парада, информацию об исполнителях, пишу подводки к трекам на английском, а потом переводчик делает литературный перевод на русский. У него очень удачно это получается, творчески, даже тексты песен в стихотворном варианте.

    Подготовка к эфиру занимает до 10 часов в неделю. Как только программа записана, на следующий день начинаю готовиться к новой.

    Вы поклонник классического кантри, до рок-н-ролльного периода, или современных аранжировок?

    Маркус Форстер: Я люблю всякую кантри-музыку, с момента появления первых записей до наших дней, постоянно отслеживаю появление новых исполнителей. Не только из Америки, но и из других стран.

    Как в Генконсульстве относятся к вашему ди-джейскому проекту? Ведь это очень нетипично для дипломата.

    Маркус Форстер: Нейтрально (смеется - прим. Ред.). Я нигде в радиопередаче не подчеркиваю свой статус. Меня представляют просто: Маркус Форстер. Потому что моя работа в консульстве и на радио совершенно не связаны между собой. Если хобби дипломата не мешает ему осуществлять основную деятельность, на это не требуется получать специальное разрешение в МИДе. Записью передачи на радио я занимаюсь исключительно в свободное время. Можно сказать, что по профессии я дипломат, а по состоянию души - ковбой.

    За ведение хит-парада зарплату не получаю. Руководство радиостанции предлагало, но я отказался категорически. Хотите - верьте, хотите - нет, но я работаю на энтузиазме, как миссионер. Для кого-то хобби - ходить на охоту, а для меня - сидеть перед компьютером и пытаться переубедить людей, пусть считанное количество, что кантри - отличная музыка. За 32 года увлечения этим стилем я уже накопил достаточное количество знаний и готов делиться ими со слушателями. Моя мечта - чтобы музыки кантри в эфире было как можно больше, но 20-25% - уже неплохо. Потому что средний россиянин, наверное, вряд воспримет больше.

    Кто ваши слушатели в Екатеринбурге?

    Маркус Форстер: Честно говоря, не могу сказать, потому что мы еще не измеряли рейтинг передачи. Да и сама радиостанция довольно молодая, ей чуть больше года. Думаю, что нас слушает примерно 30 тысяч екатеринбужцев. Знаю, например, что среди них есть министр внешнеэкономических связей Свердловской области Александр Харлов с женой, вице-губернатор Яков Силин, директор музея изобразительных искусств Никита Корытин, студенты и сотрудники УрФУ. Думаю, что немало женщин, потому что кантри - музыка спокойная, лиричная, и автомобилистов - передача идет в эфир в самое "пробочное" время.

    Кто ваш любимый кантри-певец?

    Маркус Форстер: У меня их очень много. Но, пожалуй, самый-самый - это Джордж Стрейт. Его называют королем кантри. Он был звездой в 80-е и до сих пор звезда, несмотря на то что ему уже 65.

    О чем обычно эти песни?

    Маркус Форстер: Тексты в основном, несложные, 80% - про любовь, чаще всего потерянную. Социальных тем почти нет. Философия простая, жизненная. Это музыка, с которой можно состариться. И в то же время она молодит, потому что динамична и всегда свежа. Вот, к примеру, песня, которая возглавляла хит-парад на прошлой неделе. Там и ударные есть, и аранжировка современная, но все равно слышно характерный инструмент - слайд-гитару.

    Среди дипломатов, я уже 24 года работаю за рубежом, мало любителей кантри. На поклонников этой музыки смотрят немного сверху вниз: слишком просто, три аккорда для работяг и фермеров. Отчасти это правда. Я каждые три года езжу в Нэшвилл, столицу штата Теннеси, где в начале июня проходит самый крупный фестиваль кантри. В течение четырех дней в режиме нон-стоп на разных площадках выступают суперзвезды. Входной билет на все концерты стоит 160 долларов - достаточно дешево за возможность услышать и увидеть сразу 300-400 исполнителей. Так вот, сидишь на стадионе и видишь - кругом простые, но очень приятные, отзывчивые люди. 60% - женщины, потому что большинство кантри-певцов - довольно привлекательные мужчины. При этом около 20% публики - явно из категории интеллигенции. Так что "музыка фермеров" - это стереотип. Кантри - современный, многообразный стиль. Именно это я и хочу показать в своей передаче. Даже в поп-культуре есть 5-6 "звезд", которые используют элементы кантри в своем творчестве и продают диски миллионными тиражами. Например, Адель, Тейлор Свифт.

    А России кто-то играет кантри?

    Маркус Форстер: В Екатеринбурге есть группы, которые играют не то что бы кантри, но близкое к этому направление - фолк, например, "Стамбульчик Бразерс", "Лиза и машина", ансамбль "Изумруд". Иногда мне кажется, что у "Машины времени" баллады построены на смешении фолка и кантри. Еще традиционные для кантри инструменты используют группы "Мельница", "Кукуруза".

    Думаю, у российского кантри все еще впереди, так как пока очень мало информации об этой музыке. Наша программа в этом смысле - прорыв. Кроме того, летом в День города Екатеринбурга мы совместно с американским консульством проводим фестиваль "Блюграсс на Уральских горах" с участием кантри-исполнителей из Америки.

    Я знаю, что у вас очень разнообразные музыкальные вкусы, вы ходите и на концерты российских поп-исполнителей, и в Уральскую филармонию…

    Маркус Форстер: В филармонию в прошлом сезоне у меня был абонемент. Особенно "зацепили" концерты современной классической музыки. Еще очень люблю екатеринбургский театр драмы, спектакли в Коляда-театре.

    Каким вам кажется Екатеринбург? Суровым и склонным к философии, как уральский рок?

    Маркус Форстер: До переезда в Екатеринбург наша семья жила в Саратове и Санкт-Петербурге. Питер - очень красивый, но меня он не тронул за душу. Мне там не хватило экзотики. Мне не интересны города, о которых все знают и где на улицах полно туристов. В Москве жить тоже не хочется. Саратов понравился как провинциальный город, но там кругом степь, а ее я не очень люблю. Волга, конечно, впечатлила. Для немцев она имеет особый смысл - река судьбы, Сталинград, колонии первых немцев-переселенцев.

    Что касается работы, то для этого самые лучшие условия, на мой взгляд, - в Екатеринбурге. Это очень открытый город, где еще не так много иностранцев, поэтому мы сразу попадаем в центр внимания и бизнеса, и властей. С точки зрения архитектуры Екатеринбург, к сожалению, не очень удачен. Но город в этом не виноват. Это промышленный центр, у него своя история, и переделать все быстро не получится. К тому же смотря как переделывать. Мне не нужны стеклянные башни, я люблю тихий Литературный квартал, вообще люблю места, где сохраняется дух истории.

    Зато в Екатеринбурге некогда скучать, здесь свои театры, музеи, очень много всего для детей - кукольный театр, детская филармония, специальные программы в доме музыки, спортклубы. В конце концов, здесь живут люди, которые не боятся экспериментировать. Я, к примеру, очень долго пытался в Санкт-Петербурге найти радиостанцию, которая готова выпускать передачу о кантри. Не удалось - по формату не подошло. А в Екатеринбурге подошло.

    Прямая речь

    Владимир Петровец, генеральный директор радиостанции:

    - Нам очень повезло. Я с детства "болею" американской музыкой, играю на пятиструнном банджо и других кантри-инструментах, а тут, как раз в период запуска радио, судьба свела нас с Маркусом Форстером - ходячей энциклопедией кантри.

    Первые передачи шли в прямом эфире, но из-за загруженности Маркуса мы постепенно перешли на запись. Аудиторию ведущий держит в любом случае. Два часа - как на одном дыхании. Когда господин Форстер пришел к нам на радиостанцию, мы, честно говоря, крутили старье и даже не знали об этом. С материалом также было сложно. А Маркус уже 15 лет является членом CMA (Ассоциации музыки кантри) и ежемесячно получает диски со свежими записями, журналы "Билборд" с профессиональными музыкальными рейтингами. Благодаря этому очень сильно обновился формат, мы стали разбираться в категориях, жанрах. Радио вышло на уровень современного кантри. Что сегодня популярно в Америке, то слушают и в Екатеринбурге. Более того, мы единственная радиостанция в России, которая является членом СМА.

    Когда мы затевали совместный проект, мне многие говорили: "Зачем? Пролетишь. Ниша узкая". Люди ассоциируют этот стиль только с вестернами и даже не догадываются, что из кантри выросла половина современной американской музыки. Благо, Екатеринбург очень продвинутый город, при разработке формата я учитывал и это. Да и "попса" на сегодняшний день уже изрядно всем надоела. В Москве и Санкт-Петербурге, думаю, кантри-радио тоже пошло бы на "ура", просто никто не рискнул.

    Кантри - формат, близкий рок-музыке, которая понятна уральцам, но более мелодичный. Там натуральные инструменты: скрипки, акустические гитары, банджо, губная гармоника. Много классного женского вокала, которого больше нигде не услышишь. Наверное, поэтому кантри, в отличие от чистого рока, так популярно у женской аудитории.

    На заметку

    Передачу Маркуса Форстера The Weekly Country Music Count Down вы можете услышать на волне 91,9 FM в пятницу в 17.00 с повтором в воскресенье в 15.00.

    Поделиться