02.04.2013 10:25
    Поделиться

    Сегодня Национальная кинопремия "Ника" назовет своих лауреатов

    Во вторник вечером в роскошных декорациях хита московской сцены мюзикла "Граф Орлов" в зале Театра оперетты пройдет церемония вручения старейшей в стране Национальной кинопремии "Ника". Ее самым интригующим сюжетом обещает стать состязание двух титанов - "Орды" Андрея Прошкина и "Фауста" Александра Сокурова. Они собрали наибольший урожай номинаций - 11 и 8 соответственно.

    В этом году отбор номинантов у "Ники" выглядит более объективным, чем у ее соперника "Золотого орла", где слишком чувствовалась зависимость решений от статуса кинопроизводящей компании. Хотя нельзя не отметить, что 26-летняя "Ника" явно становится нерасторопной: награды "Фауста" находят своих героев слишком поздно - своего первого "Золотого льва" фильм Сокурова подстрелил еще в 2011 году.

    Ранее других лауреатов этого года стали известны имена обладателей премии "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" - ими стали участники знаменитого творческого дуэта Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе. Это совершенно особый дуэт: ему принадлежит честь создания в советском кино фактически нового жанра интеллектуально-психологического исследования, где человек помещался в типичные наши экстремальные условия и так поверялся на прочность своих нравственных устоев. Поверялась на прочность и сама общественная система, в которой он живет. Такие фильмы, как "Слово для защиты", "Парад планет", "Пьеса для пассажира", "Остановился поезд", "Охота на лис", "Армавир", "Время танцора", каждый раз становились событиями совершенно особого рода: это была бомба, вброшенная в сознание тогда еще думавшего общества. Именно такого рода фильмы готовили в стране перемены. А "Плюмбум" стал первым в нашем кино сигналом опасности: как Лопахин в чеховском "Вишневом саде" стал провозвестником безжалостного русского капитализма, так разворотливый парнишка по прозвищу Плюмбум был предтечей его нового смертельного витка.

    В дальнейшем дуэт, увы, распался: выдающийся драматург Александр Миндадзе ушел в кинорежиссуру и стал сам осуществлять свои сценарии. Последний по времени фильм Вадима Абдрашитова "Магнитные бури" был снят в самом начале "нулевых", эта социальная драма нынешнего почетного лауреата "Ники" малоизвестна широкой публике и будет на днях показана в программе идущего сейчас онлайн-фестиваля "Российской газеты" "Дубль дв@".

    Уже известны и лауреаты премии "За честь и достоинство" - ими стали актриса Инна Чурикова и режиссер Глеб Панфилов. Это тоже дуэт - и творческий, и семейный. Именно Глебу Панфилову мы обязаны открытием великой актрисы: до той поры она играла в эпизодах и впервые поразила публику своим огромным талантом в дебютной картине Панфилова "В огне брода нет", а потом стала любимейшей звездой в фильме "Начало". Фильм Глеба Панфилова "Прошу слова" показал оборотную сторону "советского характера": это был своего рода "Член правительства" навыворот, когда государственная служба последовательно освобождала хорошего в основе человека от нормальных человеческих качеств. Фразы из фильма становились народным фольклором, а типичные для "советского гламура" ситуации доводились до трагикомического абсурда. Почти не шел в советское время "опасный" фильм "Тема", где впервые в нашем кино затрагивалась тема вынужденной эмиграции, "утечки мозгов", - причем фильм давал понять, что вместе с "мозгами" утекала, иссякала, истончалась и душа страны.

    Глеб Панфилов снимал выдающиеся фильмы по Горькому, Островскому, Вампилову, Солженицыну; его последней по времени работой для больших экранов стала эпопея "Романовы. Венценосная семья", снятая на пороге нового тысячелетия и уже почти не дошедшая до публики.

    Лауреатом Приза "За вклад в кинематографические науки, критику и образование" стал известный киновед, историк кино, архивист, главный специалист и добрый гений Госфильмофонда Владимир Дмитриев, создатель и руководитель фестиваля архивного кино "Белые столбы". Именно в любовно собранных им архивах учились на мировых образцах наши лучшие режиссеры, именно ему мы обязаны сохранением многих раритетов кинематографа.

    В отличие от "Золотого орла", "Ника" не имеет столь внушительной сети номинаций в области телекино, однако обладателем ее приза "За творческие достижения в области телевизионного кинематографа" вот уже второй раз становится режиссер Сергей Урсуляк, создатель сериала "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана.

    Победителей в остальных номинациях мы узнаем сегодня вечером. Совершенно ясно, что триумфаторами обречены быть фильма "Орда" и "Фауст", хотя и жаль, что вот и "Ника" недооценила выдающуюся работу Александра Прошкина "Искупление" - фильм выдвинут на премии только за музыку Эдуарда Артемьева, операторскую работу Геннадия Карюка и за роль сыгранную недавно погибшим Андреем Паниным - роль пронзительная, она, можно предвидеть, скорее всего и получит признание "Ники".

    Среди претендентов на актерские премии Антон Адасинский ("Фауст"), Данила Козловский ("Духless"), Максим Суханов ("Орда"), Анна Михалкова ("Кококо"), Яна Троянова ("Жить"), Роза Хайруллина ("Орда") и Мария Шалаева ("Я буду рядом"). Все работы более чем добротные, выбор в этой номинации предстоит очень трудный.

    Самый парадоксальный набор номинантов, как известно, оказался в категории "Лучшая режиссура": наряду с фильмами "Орда" и "Фауст" в тройку счастливцев попал фильм "Я тоже хочу", очевидная слабость режиссуры которого зафиксирована самим фактом отсутствия этой ленты Алексея Балабанова во всех прочих, даже второстепенных номинациях. Так что итоговая судьба этой номинации будет ясным показателем давления, которое в решениях "Ники" развивают весьма активные в творческой среде лобби.

    В довольно сильной по составу номинации "Лучший документальный фильм" итог голосования можно легко предугадать: победителем, как и на "Золотом орле", наверняка станет картина Любовь Аркус "Антон тут рядом" - уже потому, что это не просто сильное произведение киноискусства, но и яркий человеческий поступок, более чем актуальный акт настоящего милосердия.

    Наконец, пятерка претендентов на статус "Лучшего фильма" состоит из "Белого тигра" Карена Шахназарова", "Дирижера" Павла Лунгина", "Кококо" Авдотьи Смирновой, "Орды" Андрея Прошкина и "Фауста" Александра Сокурова. И заранее ясно, что премия уготована какой-то из двух последних картин.

    Поделиться