28.03.2013 23:34
    Поделиться

    Крупным ритейлерам разрешат расширять присутствие на рынке

    Через две-три недели в правительство может быть внесен пакет поправок в закон о торговле, которые предусматривают возможность преодоления 25-процентного барьера доминирования крупных сетей на локальных рынках. Проще говоря, это означает, что ретейлеры смогут расширять свое присутствие в торговле больше чем на четверть.

    Этот пакет поправок, подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС), вызывает немало споров в бизнес-среде. Некоторые опасаются, что такое лоббирование интересов сетевиков окончательно убьет в регионах малый и средний бизнес. Однако глава минпромторга Денис Мантуров, выступая на годовом собрании Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сделал несколько важных уточнений. По его словам, минпромторг согласовал поправки ФАС, однако либерализация нормы о 25-процентном барьере возможна в случае строительства сетями новых магазинов либо аренды и покупки тех площадей, которые в течение двух лет не используются для продажи продовольствия. Это, во-первых.

    Во-вторых, в России до сих пор есть регионы, которые в полной мере не обеспечивают население торговыми объектами, не хватает современных магазинов, рынков. "Минпромторг заинтересован в том, чтобы ретейлеры обратили особое внимание на развитие торговли в Дагестане, Калмыкии, Мордовии, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республике, в Красноярском и Ставропольском краях. Там не достигнут уровень минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов", - отметил Денис Мантуров. И в самом деле, недопустимо, чтобы в эпоху глобализации население некоторых регионов снабжалось товарами на уровне прошлого века.

    "Кроме того, активней должны использоваться региональный и муниципальный ресурсы для того, чтобы обеспечивать через торговые сети население малочисленных и труднодоступных районов, небольшие деревни", - пояснил Денис Мантуров в разговоре с "РГ". По его мнению, это позволит снять и вопросы, связанные с качеством и ассортиментом товаров. Например, существующая сегодня система не всегда позволяет обеспечить разнообразными и свежими продуктами глухую деревню на 5-10 домов. А торговые сети могут выделить какую-то часть товаров специально для отдаленных населенных пунктов и доставлять их туда с помощью тех же автолавок, которые снимали вопросы обеспечения продовольствием и товарами первой необходимости в советские времена.

    Теоретически ничто не мешает подключиться к обеспечению продовольствием труднодоступных районов и малому бизнесу. Небольшие предприятия могут поставлять свой товар в торговые сети. А сети в свою очередь могут решать логистические задачи, которые не всякому малому бизнесу по плечу.

    Еще одно нововведение касается возможности свободной продажи отдельных лекарств без рецептов в торговых сетях. Перечень таких препаратов было поручено подготовить минздраву. Однако, по словам исполнительного директора АКОРТ Ильи Белоновского, в прессе появились комментарии, что минздрав выступает против этой инициативы и списка может вообще не быть. Денис Мантуров посоветовал ретейлерам все же дождаться утвержденного перечня препаратов. "Я не могу сказать точно, сколько позиций будет в перечне - 20, 40, 80 или 100, но мы должны найти максимально компромиссный список безрецептурных лекарственных средств, который не будет ограничиваться только пластырем, зеленкой и йодом", - отметил Денис Мантуров. По мнению министра, продажа ограниченного списка лекарств в розничных магазинах будет способствовать росту конкуренции, а следовательно, улучшению обслуживания покупателей и снижению цен.

    Поделиться