29.03.2013 00:00
    Поделиться

    Олег Духовницкий: Опоздавшая информация перестает быть информацией

    Опоздавшая информация перестает быть информацией
    Как получить компенсацию, если письмо пришло к вам с задержкой? Кто будет доставлять почту участникам Олимпийских игр? И почему красные таксофоны с выходом в Интернет переедут в отдаленные поселения? На эти вопросы, которые особенно волнуют читателей, "РГ" ответил руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий.

     

     
    Видео: Александр Шансков

     

    А еще во время "Делового завтрака" выяснилось, что он сторонник перехода на безналичные расчеты, так как они защищают почтовиков от грабителей.

    Олег Геннадьевич, существуют ли стандарты оказания услуг почтовой связи? Обязана ли почта платить неустойку за задержку письма?

    Олег Духовницкий: Существуют международные стандарты, к которым "Почта России" стремится. В остальном есть действующий Закон "О почтовой связи" и Правила оказания услуг почтовой связи, принятые в 2005 году. Ваш вопрос связан как раз с ними. Где сказано, что операторы почтовой связи выплачивают неустойку в случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых денежных переводов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. За каждый день просрочки вы можете рассчитывать на 3 процента от цены услуги.

    Но есть и ограничение по сумме: больше стоимости пересылки этого письма вы получить не сможете. Отправка простого письма сегодня стоит чуть больше 13 рублей. Опоздание в рамках тех регламентов, которые есть, на один день - это 39 копеек. Человек, получив письмо на три дня позже, имеет право на возмещение в пределах одного рубля.

    И как получить эти деньги? Через суд? И вообще, какая-то "смешная" компенсация.

    Олег Духовницкий: Как правило, все осуществляется в досудебном порядке. Кто из-за рубля пойдет в суд? Это не недостаток почты, она в этом не виновата. Есть регламент, который разработан очень давно, а есть и другие документы, которые все эти процессы описывают.

    Стандарт от Печкина

    Похоже, эти документы несколько устарели. Да и зарплата у почтовиков оставляет желать лучшего?

    Олег Духовницкий: Не следует все списывать исключительно на уровень заработной платы почтовиков. Работа сложная, ответственная, требующая внимания. И уровень зарплаты операторов в отделениях, бесспорно, требует коррекции. Принимая во внимание тот факт, что в структуре расходов "Почты России" более 60 процентов приходится на фонд заработной платы.

    Но есть же планы по сокращению почтовых отделений...

    Олег Духовницкий: Сегодня ситуация достаточно парадоксальная. В городах, где живет большое количество людей, отделений не хватает, отсюда очереди и прочее. Купить помещение под отделение в Москве, например, или в крупном городе-миллионнике достаточно сложно, так как высока цена за покупку и аренду помещения. Хотя постепенно почта покупает. А на селе народу немного. По последней переписи ситуация вырисовывается следующая. Всего есть чуть более 155 тысяч населенных пунктов, в 19 тысячах вообще никто не живет. И по нашим оценкам, избыточных отделений где-то примерно пять тысяч.

    Еще одна проблема, которая волнует, в том числе и почтальонов, - участившиеся грабежи на почте. Как можно избежать их?

    Олег Духовницкий: Нападения на работников почты, как и на инкассаторов, участились. Мы в агентстве получаем информацию о происшествиях в режиме реального времени. Проблема доставки наличных - это многоуровневая тема, которая затрагивает множество интересов.

    С одной стороны, мы видим тенденцию к переходу на безналичный расчет: рост эмиссии пластиковых карт, в том числе для пенсий и зарплат, запуск проекта универсальной электронной карты, который также призван помочь отказаться от звона монет в карманах.

    С другой стороны, имеется отставание регионов в плане покрытия сетью банкоматов и проникновением эквайринга в точках продаж. Уверен, что пример наших северных соседей - Швеции, где еще год назад планировали отказаться от наличных, будет уместен и в России после создания всей инфраструктуры.

    Из таксофона - в Интернет

    В больших городах люди уже начинают привыкать к красным таксофонам, которые имеют выход в Интернет? Как часто по ним звонят и куда?

    Олег Духовницкий: Услуга универсальной связи, как вы помните, была введена в действие законом о связи в 2003 году, с тех пор прошло десять лет. И базовыми для нее были три принципа. Первый - любой гражданин может в течение часа добраться пешком до таксофона, которых на сегодня в стране 148,5 тысячи. Второй принцип касается пунктов коллективного доступа в Интернет. Каждый населенный пункт численностью более 500 человек должен быть обеспечен как минимум одним пунктом коллективного доступа (ПКД). Далеко не у каждого есть дома Интернет и персональный компьютер. Но каждый гражданин, проживая в таком поселке, может зайти в почтовое отделение, подойти к ПКД, выйти в Интернет, отправить электронную почту, получить какие-то услуги. И третий принцип связан непосредственно с недискриминационным доступом. То есть каждый гражданин должен иметь доступ к таксофону. Кто и куда звонит? Из 40 миллионов минут звонков половина - экстренные вызовы. Даже в больших городах, в местах скопления людей (на вокзалах, аэропортах) люди пользуются красными таксофонами, вызывают милицию, пожарных, "Скорую помощь".

    И в какую сторону пойдет развитие универсальной услуги?

    Олег Духовницкий: Необходимо рассмотреть возможность в качестве первого шага дальнейшего развития универсальных услуг связи с использованием пунктов коллективного доступа обеспечить пользователям бесплатный доступ к порталу госуслуг, сайтам государственных органов власти различных уровней и возможность использовать универсальную электронную карту. Необходимо использовать пункты коллективного доступа, развернутые в отделениях почтовой связи, в качестве удаленных многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.

    Возможно, стоит сокращать число таксофонов в больших городах и за счет этого деньги из фонда универсальной услуги пускать на развитие мобильной связи в других регионах. Почему? У нас операторы - акционерные общества, они борются за доходы, сложно заставить их пойти в отдаленные регионы, в села, где абонентская база маленькая, там не будет трафика, не будет доходов. То есть в отдаленных регионах, селах, малонаселенных пунктах универсальную услугу надо оставить в том виде, в котором она есть, потому что это зачастую единственный пункт доступа к голосовой связи, передаче данных, которые есть в этом селе, городке и т.д. А в больших городах инфраструктура развитая и мобильная связь представлена тремя-четырьмя операторами.

    Есть вопросы, связанные с тем, где развивать, в каких населенных пунктах, с каким количеством жителей. На сегодняшний день все понимают, что таксофоны обеспечивают пользователям предоставление местных телефонных соединений, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб. Таксофоны универсального обслуживания играют огромную социальную роль в сельских, удаленных и труднодоступных населенных пунктах, особенно в районах с повышенной опасностью весенних паводков и лесных пожаров.

    Когда отменят внутрисетевой роуминг, волнуются участники рынка, отчисления в фонд универсальной услуги станут меньше, потому что у операторов будет меньше дохода. Есть предложения, как можно еще пополнять этот фонд?

    Олег Духовницкий: Опасения операторов преждевременные. Отмена роуминга несет с собой как падение, так и рост доходов. Падение доходов заключается в том, что за роуминг как таковой не будут платить, а рост будет происходить за счет того, что человек, находясь в другом регионе, будет больше говорить. Весьма возможен переток средств за счет сокращения использования различных интернет-мессенджеров в пользу сотовой связи. Объем трафика будет расти, и отчисления не сократятся. Сокращение количества отчислений возможно только на первом этапе, пока пользователи не поймут все преимущества их нового положения. Это хорошо и для межрегионального бизнеса.

    Сколько в прошлом году денег перечислили операторы для поддержания универсальной услуги? Есть ли "лишние" средства, которые можно было бы пустить на социальные проекты?

    Олег Духовницкий: Субсидии на возмещение операторам связи выпадающих доходов при оказании универсальных услуг связи в 2012 году составили более 12 миллиардов рублей. На текущую дату Россвязью погашена задолженность по всем поступившим в 2012 году запросам операторов универсального обслуживания. Лишних средств в данном резерве нет. Но рассматривается возможность пополняемости Резерва универсального обслуживания за счет различных источников финансирования (государственно-частное партнерство, бюджеты субъектов). Также предусматривается возможность применения различных льгот операторам универсального обслуживания.

    Но действующая схема пополнения весьма эффективна и справедлива. Средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены действующим Федеральным законом "О связи": таксофоны и пункты коллективного доступа. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента, а размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно. Перечисления в резерв происходят ежеквартально, таким образом, данные об объемах средств за первый квартал 2013 года от операторов мы получим до 1 мая.

    Адрес: Олимпиада-2014

    Россвязь отвечает за организацию связи к зимним Олимпийским играм в Сочи. Есть ли проблемы, в срок успеваете?

    Олег Духовницкий: Со связью все будет хорошо, я вас хочу уверить. В целом укладываемся в те сроки и в те параметры, в те требования, которые были заложены заранее. Что касается непосредственно проектов, которыми мы занимаемся, - их четыре.

    Первый - это почтовое отделение на Красной Поляне. Объект сдан в 2011 году, но, к сожалению, до сих пор не функционирует из-за того, что коммунальные сети не подключены. За внешние сети - за канализацию, за водоснабжение - отвечает муниципалитет поселка. Будем уговаривать местное руководство, чтобы они быстрее подключали трубы. По последним данным, идет сдача системы водоотведения в техническую эксплуатацию. Как только ее сдадут, можно будет отделение открывать.

    Чем это почтовое отделение будет отличаться от прочих? Оно все-таки олимпийское.

    Олег Духовницкий: Оно сделано по последним требованиям почтовой отрасли. Отделение очень современное, красивое, функциональное. Но есть определенные вопросы с теплоснабжением. Для того чтобы там не замерзнуть, почта параллельно ставит свой резервный котел на солярке, который, если что-то выйдет из строя, будет работать. В целом там все готово, в помещениях стоит мебель, техника, персонал прошел обучение. Сейчас началась языковая подготовка сотрудников.

    Так, это первый проект. А какие еще есть? Подготовка к Олимпиаде идет не только у спортсменов, но и у связистов. Все ли сети уже протестированы?

    Олег Духовницкий: Россвязь ответственна за строительство оптоволоконных линий. Мы завершаем прокладку трассы протяженностью около 700 километров, которая связывает Краснодар - Анапу с ответвлением на Джубгу, Сочи и Горный кластер. Срок сдачи проекта - октябрь текущего года. Стройка идет вовсю. Осталось достроить около ста километров. Третий проект - это радиосвязь системы TETRA. Здесь построены базовые станции, все работает.

    Все элементы олимпийской инфраструктуры - Ледовый дворец, горный спуск и прочее - все они охвачены TETRA. И обслуживающий персонал, и тренеры, и спортсмены могут пользоваться радиостанциями этой системы. Когда будет достроено оптоволокно и Тетра к ней привяжется, то будут работать не 21, как сейчас, а все 84 базовые станции. Подключим Тетра-связь на всем участке Краснодар - Анапа - Джубга - Сочи. Во время Олимпиады и Паралимпиады ей будет пользоваться весь состав олимпийской семьи. По результатам тестовых испытаний со стороны пользователей есть некоторые пожелания, связанные с техническими возможностями цифровой связи как таковой.

    Еще одна программа - строительство Центра оперативного управления. Его ввод предполагается в августе. Существуют, правда, некоторые сложности организационного характера, но тем не менее пусконаладочные работы начнутся в мае, и объект будет сдан в срок.

    Как видите, все проекты по строительству олимпийских объектов находятся в разной степени готовности. Мы постоянно держим их на контроле, проводим совещания, находимся в постоянном контакте с Оргкомитетом. И большинство тестовых мероприятий уже завершено, остались соревнования по конькобежному спорту и хоккею среди юниоров. Таким образом, все заинтересованные лица уже получили возможность опробовать сеть TETRA во всех возможных условиях. В общем и целом сеть отработала хорошо. По просьбе Оргкомитета Игр в самое короткое время будут установлены усилители внутри бетонных строений для гарантированной работы всей системы.

    Кстати

    Для обеспечения устойчивого сигнала связи, телевизионного изображения используют специальные спутники. Они, как и другая техника, имеют свой ресурс годности.

    Поэтому Федеральное агентство связи обратилось в Роскосмос с просьбой для восполнения российской орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания включить установленным порядком в "Федеральную космическую программу 2016-2025" дополнительные работы по созданию спутников КА "Экспресс-МД3" и "Экспресс-МД4" за счет средств подведомственного агентству предприятия "Космическая связь". На данный момент орбитальная группировка спутников связи состоит из 11 телекоммуникационных спутников, которые охватывают всю территорию России, страны СНГ и Европы, Ближний Восток, Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион, Северную и Южную Америку, Австралию.

    В ближайшей перспективе до 2015 года запланировано создание и выведение на орбиту 9 космических аппаратов связи и вещания малого, среднего и тяжелого класса. В производстве находятся 7 перспективных космических аппаратов.

    Вам посылка из-за границы

    Как обстоит дело с прохождением посылок через таможню? Много было нареканий, что они долго идут из-за рубежа.

    Олег Духовницкий: Ситуация, связанная со взаимодействием почтовиков с таможней кардинально изменилась. Таможенники второй год очень плотно вместе с Минкомсвязи России и Россвязью работают над улучшением ситуации. При Россвязи функционирует рабочая группа во главе с заместителем руководителя нашего агентства. Его заместителем является замначальника управления Федеральной таможенной службы, отвечающий за таможенные выпуски. Группа разбирает все проблемные ситуации.

    По определенным видам отправлений мы наблюдали в конце прошлого года лавинообразный рост трафика. Например, по мелким почтовым пакетам. Мы связываем рост сразу с несколькими факторами - рост популярности интернет-торговли как из-за разницы в конечной стоимости товаров, так и по причине наличия более широкого ассортимента в различных категориях товаров. Развивающийся сегмент торговли через интернет-аукционы, позволяющий любому пользователю стать продавцом, сыграл не последнею роль в увеличении трафика.

    При росте числа почтовых отправлений выросло и количество жалоб на задержанные или утерянные посылки. Это взаимосвязанные вещи. И отправители, и конечные получатели почты стараются планировать и прогнозировать время доставки. Если время начинает сдвигаться - растет количество жалоб и обращений с просьбой помочь с поиском "опаздывающей" посылки. Случается так, что жалоба подается утром, а к вечеру посылку уже доставляют адресату. Однако поступившее обращение мы обязаны рассмотреть и разрешить затруднительную ситуацию.

    Принимая во внимание рост числа обращений, в декабре прошлого года открылся центр по организации работы с обращениями клиентов EMS Russian Post.

    Данная структура призвана помочь пользователям в вопросах розыска почтовых отправлений, несоблюдения сроков их прохождения или доставки, нарушения сохранности, повреждения, недостачи вложения или хищения, а также предоставить объективные разъяснения и ответы на вопросы непосредственно при личном контакте с сотрудниками офиса.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться