27.03.2013 19:04
    Поделиться

    Строительство ТЦ у кладбища вызвало в Екатеринбурге череду скандалов

    На днях Свердловский областной суд вынес приговор по одному из самых громких дел последних лет: депутат Екатеринбургской городской Думы Максим Петлин признан виновным по статье 163 УК РФ (вымогательство взятки в крупном размере). По версии следствия, народный избранник предлагал руководству одной из строительных компаний за три миллиона рублей прекратить акции народного протеста на месте возведения торгово-развлекательного центра. Суд с доводами обвинения согласился и приговорил Петлина к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Адвокат подсудимого тут же заявил, что приговор будет опротестован и, вероятнее всего, разбирательства дойдут до Верховного суда.

    Между тем это дело - не единственный скандал, разгоревшийся вокруг ТРЦ. Вот уже два года инициативная группа горожан пытается доказать, что возведение развлекательного центра в двух шагах от действующего кладбища не только незаконно, но и аморально.

    Крупными купюрами

    Конфликт возник в январе 2011 года, когда на территории природного парка, расположенного близ жилого микрорайона, стали валить деревья. Перед началом вырубки мнение жителей никто не спрашивал, потому, когда вместо вековых деревьев остались пеньки, горожане вышли на акции протеста.

    - Пикеты и митинги успеха не приносили, пока не появился человек, который пообещал, не жалея себя, отстаивать наши права, - призналась одна из защитниц парка Софья Халиулина.

    В лидеры вышел депутат Максим Петлин, проживающий в том же районе. Он вместе с людьми выходил на пикеты, едва ли не бросался под колеса самосвалов, преграждая спецтехнике проезд на стройплощадку. От имени группы возмущенных Петлин писал заявления в прокуратуру, Роспотребнадзор, городскую администрацию. Встречался народный избранник и с представителями компании-застройщика. После одной из таких встреч домой к депутату пришли представители ФСБ и оперативные сотрудники.

    Петлина арестовали. А на сайте СКР появился видеоролик переговоров депутата и коммерсантов, где речь идет о крупной сумме - трех миллионах рублей. По данным следствия, за это вознаграждение Петлин якобы пообещал прекратить чинить препятствия строительству.

    Проскальзывала даже такая деталь, что деньги лучше отдать крупными купюрами, за что впоследствии это дело журналисты обозвали делом "крупных купюр". Еще на одном видео помощник депутата Андрей Пантелеев укладывает завернутые купюры в пакет.

    Для "зеленых" активистов известие о тайной сделке было как гром среди ясного неба. В ходе допросов Петлин признался, что переговоры с компаний проходили и суммы оговаривались, но это было обычное обсуждение деловых вопросов. Якобы речь шла о выделении средств на социальные проекты, связанные с благоустройством территории, где идет стройка.

    Но тень крупных купюр накрыла протестное движение. Публичные акции прекратились, строительство развернулось, и пока шло расследование "дела купюр", большой торгово-развлекательный центр открыли.

    Но, как выяснили корреспонденты "РГ", полностью от отстаивания своей точки зрения общественники не отказались.

    Живые и мертвые

    - Меня всего передергивает, когда при входе на кладбище слышу, как за спиной играет радостная музыка и грохочет фейерверк, - рассказал корреспонденту "РГ" Владимир Момот, один из активистов движения за сохранение парка. - Мама у меня покоится как раз в самой близкой к этому ТРЦ секции погоста. И такое веселье у могил я расцениваю не иначе как варварство.

    Действительно, бок о бок с построенным центром находится Широкореченское кладбище. Собственно, уничтоженный недавно сосновый лес являлся буферной зоной между жилыми кварталами и погостом. Сейчас же не осталось никакой зеленой границы. Ни биологической, ни моральной. Один из входов на погост, где установлена поминальная часовенка и проезжают траурные процессии, расположен буквально через дорогу от разноцветного здания ТРЦ. Справедливости ради нужно сказать, что он примыкает к "тыловой" части центра, до оптимистично разукрашенного парадного входа примерно сто метров. На днях в центре открыли большую развлекательную зону для малышей. По некоторым планам летом начнется возведение открытого парка аттракционов: с каруселями, качелями и прочей радостной мишурой.

    Насколько уместно такое соседство? Вопрос, видимо, риторический. Ни представители бизнеса, ни городские власти его не обсуждают. Официально считается, что все нормативы соблюдены, да и полный пакет разрешительных документов у компании-застройщика имеется. Но группа общественников настаивает: в официальных бумагах много лукавства, а нормативы передернуты.

    Согласно документам, Широкореченское кладбище занимает более 40 гектаров, по установленным в РФ санитарным нормам защитная зона вокруг погоста должна составлять 500 метров. Обоснования для этого понятны: после погребения проходят биологические процессы и продукты разложения загрязняют почву и воду. То, что это отрицательно сказывается на эпидемиологическом состоянии территории, - вещь прописная. Даже по врачебному уставу свода законов Российской империи, разработанному еще во времена Екатерины Великой, места для кладбищ отводились на расстоянии не менее ста сажень от жилых домов на возвышенном и безопасном от воды месте.

    Правила эти строго соблюдались, но с ростом городов могилы все чаще оказывались едва ли не в центре жилых кварталов. Екатеринбург - не исключение. Нам в руки попала карта, на которой очерчена предусмотренная санитарными нормами защитная зона кладбища. Там четко видно, что, помимо ТРЦ, в зоне построены многоэтажные жилые дома, корпуса больницы и даже новый детский перинатальный центр!

    - Такое соседство нас не смущает, - признался корреспонденту "РГ" главврач больницы Сергей Боярский. - Могил не видно, их скрывают деревья. Кто не знает, даже не догадывается о том, что рядом кладбище. К тому же нас жестко контролируют, и ни одна проверка нарушений не выявила.

    Без шума и пыли

    Почему так активно ведется застройка санитарно-защитной зоны, и пытается выяснить группа активистов. В частности, переписка Владимира Момота с надзорными органами тянет на солидный том. Но если коротко, то все ответы чиновников сводятся к одному: санитарная зона кладбищу положена, но разрешение на строительство выдано на законных основаниях. Вот такой получается парадокс. И, чтобы понять его, видимо, нужно отказаться от законов логики.

    Согласно постановлению главного санитарного врача России от 28 июня 2011 года, "на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов". Вроде бы все ясно: строить нельзя, защитная зона. Но касается данное постановление исключительно (!) предпринимателей, занимающихся ритуальным бизнесом.

    Для компаний, не имеющих отношения к похоронному делу, в Роспотребнадзоре другие подходы. Как разъяснили корреспонденту "РГ", если человек ведет бизнес, не связанный с кладбищем, для него погост приравнивается к промышленному предприятию, где санитарная зона рассчитывается в зависимости от превышения допустимых норм по вредным выбросам в атмосферу и уровню шума. Всем известно, что покойники не пылят и не шумят, следовательно, надзорные органы с чистой совестью выдают разрешения на застройку санитарной зоны кладбищ. Хоть развлекательными центрами, хоть больницами, хоть домами.

    Вот такая получается аморальная зона.

    мнения

    Сергей Кузьмин, руководитель управления Роспотребнадзора по Свердловской области:

    - В "Гигиенических требованиях правил эксплуатации кладбищ" отсутствуют какие-либо требования к режиму использования санитарно-защитных зон кладбищ в процессе их эксплуатации. Следовательно, применяется нормативный акт, регулирующий данный вопрос, - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

    Виктор Круглов, заведующий кафедрой земельного и экологического права Уральской юридической академии:

    - Такой подход, конечно, вызывает вопросы. Вообще все земельное право России построено на таких коллизиях. А в экологической экспертизе без учета комплексного загрязнения территории делать выводы нельзя.

    Поделиться