24.03.2013 23:09
    Поделиться

    На фестивале "Дубль дв@" пройдет показ фильмов Гарри Бардина

    Почетный гость фестиваля - классик нашей анимации Гарри Бардин, которому мы вручим приз "РГ" "За выдающийся вклад в киноискусство". Во внеконкурсной программе - его фильмы "Чуча", "Кот в сапогах", "Адажио".

    Гарри Бардин. Фото:Сергей Куксин

    Гарри Бардин по первой профессии - актер, а в 70-е годы был режиссером в Центральном театре кукол Сергея Образцова. С середины 70-х стал режиссером студии "Союзмультфильм" и создал такие популярные фильмы как "Летучий корабль", "Приключения Хомы", "Банкет", "Серый волк энд Красная Шапочка", "Чуча". Мастер умеет волшебным образом извлекать свои образы из подручных средств - пластилина, проволоки, веревок, спичек... И великолепно работает с музыкой.

    Небольшая программа анимационных фильмов, которую покажет наш фестиваль, не может отразить все оттенки жанра и представить всех его мастеров. Что вы можете сказать о сегодняшнем состоянии российской анимации?

    Гарри Бардин: Кроме тех, кто попал в эту программу, есть много замечательных имен: это и молодой аниматор Дарина Шмидт, и уже известные Константин Бронзит, Иван Максимов, Михаил Алдашин... Но проблема в том, что успешное развитие отрасли определяет хорошее среднее звено, а средний уровень аниматоров у нас сейчас гораздо ниже советского. Потеряна школа. К сожалению, долгое время в вузах не набирались курсы мультипликаторов. В нашей отрасли главная профессия - мультипликатор, это как актер для кино, и долгие годы в анимацию не поступали свежие силы. Учились все, так сказать, по ходу дела, и на собственных ошибках, и подсматривая что-то у старших.

    В чем вы видите решение проблемы? Мастера должны растить учеников?

    Бардин: На это нет денег. Обычно работаем так: под конкретный фильм нанимаем мультипликаторов и натаскиваем их. Но на то, чтобы создать собственную школу, просто нет средств. Подготовка новых кадров для мультипликации должна стать заботой государства.

    Как происходит сбор средств в копилку вашей студии, чтобы вы могли продолжать работать?

    Бардин: Государство дает 70 процентов, остальное ищу по спонсорам.

    Мировые студии сейчас практически отказываются от рисованной анимации. Лидерами проката становятся мультфильмы, сделанные при помощи компьютерных технологий. 3D фильмы собирают кассу. Это тот путь, по которому и будет двигаться мировая анимация?

    Бардин: Трудно предвидеть, как развернутся события. Когда-то и Михаил Ромм говорил, что театру приходит конец, и все заполонит кино - к счастью, пророчество не сбылось… Так что не знаю, куда выведет синусоида. Во всяком случае, я не считаю, что будущее мультипликации в 3D. Такой мастер, как Тим Бертон, продолжает работать в жанре кукольной анимации, и это хороший показатель. Исчезнет ли рисованная мультипликация? Та же студия Disney до сих пор продолжает работать в этой технике. А если говорить о мировых лидерах анимационной школы, то это, безусловно, британская школа: Николас Парк (автор "Уоллеса и Громита" и "Побега из курятника"), Питер Лорд ("Пираты! Банда неудачников"), вся британская студия пластической анимации Ardman. В США - это интереснейшая студия Pixar. В Китае сейчас активно развивается школа анимации, а все, за что берутся китайцы, в конце концов становится достижением. Уверен, что китайским мастерам в их усилиях активно помогает государство, чего нет, к сожалению, у нас в стране. России нужна академия анимации, нужна серьезная основа для обучения, нужен комплексный государственный подход. Но, должен отметить, что образцы наших мастеров по-прежнему занимают высокую ступень на международных фестивалях. Как говорится, "бьется в тесной печурке огонь".

    Новый российский анимационный фильм "Три богатыря на дальних берегах" долгое время лидировал в отечественном прокате.

    Бардин: Я бы не ставил знак равенства между коммерческим успехом и реальными достижениями мультипликации. Недавно я читал интервью с одним из режиссеров студии "Пилот", который высказал мнение: авторской мультипликации в России пришел конец, и она стала уделом студентов, которые тренируются на авторском кино, а потом переходят к крупным коммерческим проектам. Таким образом якобы художники сначала пишут авторские картины, а потом начинают "расписывать хохлому" и превращаются в художников успешных. Это не так. Достижения искусства всегда будут считываться именно по авторскому кино, а не по рынку.

    Поделиться