20.03.2013 23:24
    Поделиться

    "РГ" и Павел Астахов выпустили альбом "Россия без сирот"

    Вышел фотоальбом "Россия без сирот" - совместный проект "РГ" и Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. В нем собраны 200 семейных фотографий с рассказами о людях из разных регионов, которые взяли на воспитание детей-сирот. Одна из страниц посвящена московской семье Третьяковых, в которой 7 своих детей и 6 приемных. Корреспонденты "РГ" побывали у них в гостях.

    Кого не хватает?

    Как-то папа Валерий, оглядев свое семейство (уже было семеро детей), задумчиво изрек: "У нас будто кого-то не хватает". А мама Елена словно того и ждала: "Давайте возьмем ребенка из детдома". К этому времени Третьяковы как раз получили от города 6-комнатную квартиру, сделали ремонт. В общем, быт наладили. А без своей жилплощади никто бы им сирот и не дал.

    Сначала в органах опеки от предложения многодетных Третьяковых отмахнулись: "Сначала своих вырастите". Но Елена энергичная: села за компьютер и написала целую программу, как с помощью творчества реабилитировать детей-сирот в семье. Она сама до рождения детей мечтала о литинституте, писала стихи, сценарии, поет - в общем, на все руки. И педагогики не чужда: успела поработать на стройке мастером-педагогом. А главное - неподалеку в районе Лосинки есть школа N 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства, где с удовольствием учатся младшие Третьяковы. И программа сработала.

    Плюс 6

    Перед родителями в региональном банке данных детей-сирот на Шаболовке веером разложили фотографии трех сестричек. Третьяковы согласились сразу. У девочек отец погиб, мать пропала. Но Аня, которая была за старшую (сейчас ей 12 лет), как отрезала: "Не поеду". "Почему?" "Нас мама потеряет". Договорились, что для мамы в приюте оставят номер телефона. Дома девочкам устроили торжественную встречу - с разноцветными воздушными шарами, подарками. Так обычно встречали Елену с малышом, когда их выписывали из роддома.

    В прошлом году Третьяковы взяли еще одну Леночку, четырех лет от роду, вместе с шестилетним братом Валерой. Но труднее всего пришлось с самым младшим - Васей. Он "отказной" ребенок, в семье не жил. "Вася - закрытый черный ящик, - говорит Елена. - Первые полгода подойдет, постучит по руке: "Тетя". Я с ним намучилась до того, что даже перестала осуждать тех, кто возвращает детей обратно в детдом. Как-то пошла в храм, посадила Васю в стороне на лавочке. "Батюшка, - шепчу на исповеди, - не могу больше, он меня даже мамой не называет". Вдруг слышу издалека: "Мама!"

    Сейчас Васе 4,5 года. К приходу гостей сам нарядился в белую рубашку, черный жилет и бабочку. Ане хочется быть со взрослыми - она разложила листы на обеденном столе, рисует, прислушиваясь к разговору. Елена посвятила ей стихотворение:

    "Я сегодня проснулась рано,

    закрывая от солнца глаза.

    У меня появилась мама,

    называет меня "стрекоза".

    Сказать, что сразу стали одной дружной семьей, было бы преувеличением. Родные дети, бывало, обижались, что им меньше внимания, ревновали родителей. "Мы объясняли детям, - вспоминает Елена, - никто в семье не обделен. У нас есть все, что у других: дача, машина, хорошая квартира. Но есть и то, чего нет у других, - много братьев и сестер. Вы счастливые, потому что никогда не будете одиноки".

    Маша ела кашу

    Подъем - в 6.50 утра. Пока 12 полусонных ребятишек разбредаются по ванным комнатам и душам (их в квартире три, пять туалетов), папа раскладывает из мультиварки горячую кашу. Стол у них парадный - длинный, с закругленными краями, вокруг 14 стульев. (Самый старший сын - Сергей - женился, живет отдельно, у него недавно родились двойняшки).

    Потом все бегут к микроавтобусу (подарок президента - тогда им был Дмитрий Медведев), за извозчика - папа. Первая остановка - у школы N 1188, где высаживаются сразу восемь учеников. До детсада еще минут 40 езды, так что четверо успевают доспать. После уроков папа везет Мишу, Машу и Таню в музыкальную школу им. Свиридова, кого-то - в спортивные секции.

    Ну а Елена с утра - за пылесос, стирку, обеды, потом - проверка уроков, домашнее чтение. Тут дети не смотрят беспризорно телевизор - только подборки фильмов или мультиков, составленные мамой.

    В воскресенье все - на лыжи или на каток. Кстати, и Елена, и Валерий - мастера спорта. Она - по лыжам, он - по академической гребле. А летом на даче в 9 утра папа всех выстраивает на зарядку. "Мы дом строили лет 15, - рассказывает Елена. - У нас там бассейн под пленкой, в гараже стойки для велосипедов, есть резиновая лодка - мальчишки рыбачат. А главное - там мы постоянно вместе, много разговариваем. Это очень важно детям".

    Чек на любовь

    Два года назад глава семейства уволился из фирмы, где работал директором (она выпускала гаражные ворота), и стал профессиональным воспитателем. Одной Елене трудно справляться, особенно если кто заболеет и надо сидеть с ним дома. Валерию всякий раз приходилось отпрашиваться с работы. А в Москве такой порядок: если в семье больше трех приемных детей, то денежное вознаграждение получают оба родителя. За каждого ребенка - по 15 тыс. рублей. Ну, минус налоги. Выходит прилично.

    "Денег нам хватает, - говорит Елена. - Можем себе позволить новую бытовую технику: у нас две стиральные машины с сушкой и посудомоечная машина". Пожалуй, самое неприятное занятие для Елены - это сводить дебет с кредитом. На содержание каждого приемного ребенка город выплачивает по 15 тыс. рублей, но за них нужно отчитаться. Поэтому чеки в семье не выбрасываются. Принесет старший Кирилл из магазина какие-нибудь продукты - Елена первым делом: "Ты чек взял?" Он обижается. Но делать нечего - проверяющая из опеки скрупулезно сверяет по чекам все расходы. "Если делать по правилам, - говорит Елена, - то мне для отчета нужно заготовить 60 конвертов. На каждого из шести детей предусмотрено 10 позиций затрат - от питания до мыла". А разве впишешь сюда бессонные ночи, страх за каждого ребенка, любовь?

    Жар-птица на стене

    Школьники ввалились с мороза - румяные, шумные. "Мам, я две пятерки по изо получила", - кричит Аня. "А я шедевр нарисовал - так учительница сказала". "Шедевры" тут по всем стенам, причем в нарядных рамках, как у настоящих художников. Тут и пейзажи, и натюрморты, и огромная оранжевая жар-птица. "Это Лена рисовала еще в первом классе, - поясняет мама. - Конечно, не все станут художниками, да это и не важно. Мне психолог говорил: в детстве должно быть несколько ярких впечатлений, за которые человек будет держаться всю жизнь. Творчество дает такую возможность".

    Тут даже лестничная площадка перед квартирой сделана руками Елены и ее детей. Стена напротив лифта украшена огромными аппликациями по сказкам Пушкина: и кот ученый, похоже, срисованный с домашней Мотьки, и дерево с золотой цепью, и ступа с Бабой-ягой. Впечатляет.

    Кстати

    По данным департамента соцзащиты Москвы, сейчас в городском банке данных зарегистрированы 4079 детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве. Среди них больше 40% - от 10 до 15 лет, братья и сестры, почти 50% - дети-инвалиды и всего 187 малышей до 3 лет.

    Справка "РГ"

    Кроме Третьяковых орденом "Родительская слава" в прошлом году были награждены еще 12 многодетных московских семей, в которых воспитываются почти 100 детей.

    Контакт

    Телефон "горячей линии" по вопросам защиты прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: (495) 633-95-21

    Поделиться