21.03.2013 16:24
    Поделиться

    В музее Екатеринбурга нашли подпись художника XVII века

    Сенсацией называют событие, произошедшее в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Сотрудники музея обнаружили на одной из копий полотна фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса "Мелеагр и Аталанта" подлинную подпись мастера, сообщает пресс-служба учреждения.

    Специалисты считают это событие уникальным. Работники музея занимались подготовкой очередной выставки "Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII - XIX веков". Куратор экспозиции заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнугн заметила разложение лака в нижней части копии картины "Мелеагр и Аталанта". После регенерации на этом месте проступили отчетливые буквы: "J JORDAENS FECIT" (Я. Йорданс сделал).

    Полотно было немедленно исследовано, после чего выяснилось, что подпись лежит в авторском красочном слое. Представители музея рады случившемуся.

    - Нахождение подписи такого выдающегося мастера - не только редкая удача и большое счастье для музея, но и огромная ответственность, требующая глубокого и всестороннего изучения произведения, которое будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу, - отмечают в ЕМИИ.

    Подпись была обнаружена в конце февраля, однако о находке заговорили только сегодня.

    Интересна история картины. Во времена революции полотно было изъято из частного собрания, а в 1920-ые годы передано в Государственный Эрмитаж. Эксперты полагали, что это - копия работы, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. Вероятно, по этой причине картина была передана в дар провинциальной Свердловской картинной галерее.

    - В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции, - сообщают сотрудники учреждения культуры. - Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелись деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким.

    Однако в те времена не был учтен тот факт, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и "Мелеагра и Аталанты". Работа из коллекции ЕМИИ почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, при этом она несколько больше по размеру (екатеринбургская - 156,5х122,5, антверпенская - 152х120). По одной из версии, картина была надставлена во время реставрации: исследования краев показали неоднородность живописи.

    - Но самое существенное отличие - это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке (репродуцирован в книге M.Rooses. Jacob Jordaens. His life and work, London - New York, 1908, с.12) и на эскизе (моделло) из музея Лихтенштейн в Вене, - отмечают эксперты.

    В прошлом году Екатеринбургскому музею изобразительных искусств нанесли визит руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена Кристиан Фогелар и заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа Виктор Коробов. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником.

    Справка "РГ"

    Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века. Долгое время он был только третьим после Рубенса и Ван Дейка. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес и  претерпевает определенную ревизию, о чем говорит, например, только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка "Йорданс и античность". Именно на ней экспонируется сейчас аналогичная картина "Мелеагр и Аталанта", созданная мастером в 1618 году.

    Поделиться