15.03.2013 16:51
    Поделиться

    Вузы могут открыть школы для одаренных школьников

    В школах должны появиться профильные вузовские классы, а в вузах - спецшколы для одаренных.

    Такую точку зрения высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Вела заседание вице-премьер Ольга Голодец, которая начала с того, что раскритиковала, как идет работа над федеральными стандартами в сфере дополнительного образования.

    - Надо назначить новые сроки и новые группы! А если люди не могут выполнить эту работу, их надо заменить, - высказалась Ольга Голодец.

    По данным опросов ВШЭ, россияне сейчас очень заинтересованы в том, чтобы дать своим детям качественное образование и способствовать развитию их талантов. В частности, 75 процентов готовы отказать себе даже в самом необходимом, если это будет нужно для развития способностей своих детей. 55 процентов считают, что для развития одаренности надо расширять возможности обычной школы, 29 процентов уверены, что талантливые дети должны учиться в спецшколах, а еще 33 процента полагают, что надо расширять возможности дополнительного образования. Среди москвичей сторонников спецшкол еще больше - 41 процент.

    - Школа сегодня не стимулирует получение дополнительных знаний. У учителей нет ни желания, ни знаний, ни базы для этого, - считает Ярослав Кузьминов. - При этом вузы должны не только отбирать, но и выращивать будущие таланты.

    По новому закону "Об образовании" вузы получат больше возможностей для взаимодействия со школами, в том числе в рамках профориентационной работы курировать профильные классы. Одновременно должна идти серьезная работа по совершенствованию олимпиад. В частности, есть мнение, что их список может быть значительно расширен, одновременно появятся и конкурсные проекты, например, как "Шаг в будущее" у Бауманки. Тематика олимпиад тоже будет намного разнообразнее. Появятся дополнительные квоты для сельских школьников и детей из малообеспеченных семей.

    - Мы не можем оплатить проезд всем школьникам, но можем ввести квоту, и местные власти будут думать, как ее заполнить, - говорит Ярослав Кузьминов.

    Он предлагает предусмотреть в ближайшие два-три года возможность открытия спецшкол при ведущих университетах, подобно СУНЦу МГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий тоже уверен, что одаренным нужно создавать особые условия и предлагать им разные возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах, иных творческих соревнованиях. По его данным, творческая активность школьников к старшим классам растет, а вот у студентов все иначе: к старшим курсам они почти перестают участвовать в олимпиадах и других состязаниях. Возможно, есть смысл подумать о льготном поступлении в магистратуру для студентов, которые активно участвуют в интеллектуальных состязаниях.

    Как развивать и поддерживать таланты?

    - Главная фигура - учитель, - не сомневается Виктор Садовничий, - нужен талантливый учитель, тогда будет талантливый ученик. Почему мы награждаем только одного победителя конкурса " Учитель года"? У нас есть еще 10000 учителей, которые показали хорошие результаты на промежуточном этапе. Это и есть резерв. Надо их как-то стимулировать.

    По мнению Садовничего, Минобрнауки также должно поддержать Ассоциации школьных учителей, которые были созданы после учительских съездов в МГУ.

    Александр Дегтярев, председатель комитета Госдумы по образованию, продолжая"школьную" тему, предложил дать учителям право отбирать в 10 и 11 классы самых способных учеников.

    - Закон это позволяет. Там есть понятие эксперимента, и можно воспользоваться этой формулировкой.

    Ольга Голодец поддержала экспертов - членов совета и заметила, что, по ее мнению, в России "некоторые виды одаренности вообще не замечаются".

    - В Финляндии,например, не стесняются ставить в расписание старшеклассников домоводство и обучение игре на инструментах, ведь ребенок должен все попробовать, чтобы понять, что ему нравится. Иногда одаренность проявляется в двух или трех сферах, как у Стива Джобса. Наша задача - не помешать таланту, не навредить.

    Ольга Голодец предложила разработать меры по обеспечению территориальной доступности творческих вузов для абитуриентов из отдаленных сел.

    - Надо обеспечить контроль за всеми вузами и убедиться, что их представители проехали по всем населенным пунктам, создать единую базу данных работодателей, которые заинтересованы в поддержке творчества студентов и разработать новый большой конкурс для студентов, где были бы задействованы работодатели.

    На это ректор МИФИ Михаил Стриханов заметил, что такие конкурсы есть.

    - Тогда предлагаю подумать о том, чтобы сделать информацию о таких конкурсах максимально доступной для всех, - заметила вице-премьер.

     

    Поделиться