15.03.2013 09:26
    Поделиться

    Эксперт: Барнаул приобретает смешную репутацию в театральном мире

    Член экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска", лауреат международной театральной премии имени Станиславского, критик и драматург Олег Лоевский посетил Барнаул по приглашению ряда местных театров. Олега Семеновича попросили оценить последние спектакли и дать, по возможности, профессиональные советы на будущее.

    Лоевский приехал в непростое для местных театров время. После полугода работы написал заявление об увольнении главный режиссер краевого театра драмы Илья Ротенберг. Несколько премьерных спектаклей повлекли за собой письма зрителей в краевую администрацию и активные дискуссии в СМИ. Кроме того, на сами театры усилился административный нажим, о котором говорили даже на Сибирском театральном форуме, прошедшем недавно в Новосибирске.

    - Сегодня во многих российских городах и регионах делается очень многое для продвижения их в культурное пространство России, - сказал Олег Лоевский на встрече с театральной общественностью. - Проводятся необычные мероприятия, запоминающиеся фестивали, происходит немало интересных событий. Тратятся немалые деньги для того, чтобы в сознании народа и умах высокопоставленных чиновников та или иная территория ассоциировалась с чем-то очень интересным, позитивным, неожиданным.

    В западном мире это делается давно: культура тянет экономику за собой, а экономика спонсирует культуру. Есть целые технологии на этот счет. Как правило, задумывается необычный фестиваль, на который клюют туристы, а раз едут туристы, то открываются гостиницы, магазины, кафе, заправки - развивается инфраструктура. Экономика потом воздает культуре. Классический пример. В Норвегии есть городок, в котором был один-единственный разорившийся рыбозавод. Стали искать пути дальнейшего существования - и горожане раскрасили все свои дома яркими картинками. Город попал в "туристическую тропу" Норвегии, развивается благополучно.

    У нас есть прекрасный опыт Перми. Замечательно работают в Красноярском крае, Хакасии. Вообще, Сибирь очень продуктивно и много работает в плане культурного продвижения. К сожалению, Барнаул в последние годы прославился совершенно обратными явлениями. Это очень грустно, поскольку город для меня не чужой, хорошо знаю здешние театры.

    Скандалы, связанные со спектаклями "Остров Рикоту" и "Страх, или Сокровище заколдованного замка", поставленными в краевом театре драмы и МТА, конечно, смешны. Они работают  на отрицательный образ всего края. Когда меня спрашивали в Москве, куда я лечу, то усмехались, услышав мой ответ: "А-а-а, в Барнаул". Почему-то именно у вас сложилась такая ситуация: как только любой - адекватный или неадекватный - зритель делает замечание по поводу спектакля: "Мне это не нравится", как тут же оказываются виноваты все, кто готовил спектакль, все, кого можно называть профессионалами, кто пытается рассуждать, думать. На Алтае почему-то стали считать, что человек с улицы знает ответы на вопросы, что и как мы должны показывать. Это нонсенс! Сообщество людей культуры должно этому противостоять. Есть федеральный закон, который не позволяет вмешиваться в содержательную часть творческого процесса. Конечно, кроме того, что заложено в Конституции: пропаганда расовой ненависти, насилия и прочее.

    Людям культуры хочется напомнить знаменитый советский лозунг: "Товарищи, будьте бдительны!". Этот лозунг не теряет актуальности. Очень быстро за цензурой внешней придет цензура внутренняя, и ты будешь постоянно оглядываться: не дай Бог, чтобы кто-то обиделся. Но мы свободные люди, живущие в практически свободной стране.

    Корреспондент "РГ" задал Лоевскому вопрос, как он оценивает недавние нововведения краевого управления по культуре и архивному делу. Речь идет, во-первых, о февральском приказе, по которому театры должны согласовывать с этим ведомством кандидатуры заместителя директора, дирижера, режиссера, главного бухгалтера и других. Кроме того, были разосланы рекомендации о согласовании с чиновниками репертуарной политики и обязательном приглашении их на генеральные репетиции спектаклей.

    - На мой взгляд, это очередное беззаконие, - сказал Олег Семенович. - У таких предписаний должны быть юридические заключения. Период гуманистического разговора с местными чиновниками закончился. Есть законы - давайте их взаимно соблюдать. Основной закон культурной управы на местах: "Чтобы все было тихо". Кто нарушает тишину, того чиновники преследуют по всей строгости закона. А театры призваны нарушать тишину.

    Многочисленные участники встречи обратили внимание: во время ответа Лоевского на последний вопрос чиновники из краевого управления во главе с начальником Еленой Безруковой быстро и дружно покинули малый зал Молодежного театра Алтая. Видимо, спешили принимать новые приказы и рекомендации. Диалога не получилось.

    Поделиться