15.03.2013 14:01
    Поделиться

    В Перми выбрали самую безграмотную рекламу

    В Перми подвели итоги фотоконкурса "Граммар-Папарацци", проведенного центром ГРАНИ  в феврале. К участию в конкурсе принимались работы, на которых были запечатлены грамматические ошибки в текстах, размещенных на улицах, в городском транспорте, административных учреждениях и магазинах. В объективы фотокамер попала городская реклама, объявления, надписи, названия, ценники и так далее.

    Абсолютным победителем конкурса стала пермячка Наталья Аксеньтева, приславшая 68 фотографий, сделанных в самых разных точках города. При этом ее снимки оказались лучшими в разных номинациях. Стоит отметить, что у жюри не было цели выбрать лучшую фотографию - слишком размыты критерии. Конкурс бы нацелен, скорее, на поощрение активности горожан в выявлении речевых и грамматических ошибок.

    - Цель конкурса - обратить внимание пермяков на культуру городского пространства, в том числе на грамотность публичных обращений, - говорит директор центра Светлана Маковецкая. - Мы хотели общими усилиями сформулировать, что такое грамотный и понятный город, в котором нет вещей, чрезвычайно раздражающих образованных людей. Где нет безграмотных объявлений, "тыкающих" рекламных плакатов: "купи", "включи". Где никто не монополизирует публичное пространство и не раздражает  слух невнятными текстами.

    За месяц, отведенный на проведение конкурса, в адрес оргкомитета поступило более 140 работ от 30 претендентов на победу. Некоторые участники присылали сразу несколько десятков фотографий.

    Оказывается, на улицах Перми можно встретить "имбырнаго чилабечка", "лук-пюре", "иксклюзивное вино" и "апититную колбасу". Множество ошибок допущено теми, кто по определению не может их допускать. К таким "тяжеловесам" отнесены филфак ПГНИУ (ошибка в объявлении), крупные компании (сотовой связи, продуктовые сети), СМИ.

    Особенно печально выглядят ошибки, оформленные в более "увековеченном" виде - мемориальных досках, например. Историческая ошибка в мемориальной доске Борчанинову, где его назвали "членом КПСС с 1903 года". Для тех, кто подзабыл историю: в 1903 году еще не существовало КПСС. В мемориальной доске Мамину-Сибиряку перепутаны названия соборов. А в портретной галерее Пермской городской думы перепутаны фамилии к портретам двух градоначальников.

    - Люди остро реагируют не только на грамматические ошибки, но и на пошлость и абсурд в рекламе, публичных обращениях, - комментирует координатор конкурса Элина Еренко. - Особое внимание участников привлекли неблагозвучные сокращения наименований и грамматические ошибки в ценниках.

    Причем интересно, что призеры конкурса по роду своей профессии и образования не имеют прямого отношения к филологии. К примеру, Евгений Смирнов и Владимир Киселев - инженеры, а абсолютный победитель конкурса Наталья Аксентьева - директор турбюро.

    Интересно, что в российском законодательстве нет статей, которые бы прямо заставляли быть людей грамотными. Конечно, есть запись, что органы государственной власти и другие учреждения должны соблюдать нормы и правила русского языка. Но при этом не написано, что будет в случае их несоблюдения.

    Сегодня на практике только Федеральная антимонопольная служба имеет определенные достижения в этой области, в силу того, что занимается контролем недобросовестной рекламы.

    Однако в Пермском крае не было прецедентов наказания за неграмотность. Если говорить о российской практике, то таких примеров тоже немного. В начале 2009 года в Самаре по решению Федеральной антимонопольной службы за орфографическую ошибку была оштрафована компания РАСО. Наказанию подверглась надпись "РАСО - это хоРАСО". Кстати, компании не удалось оспорить решение в арбитражном суде.

    Фоторепортаж
    Поделиться