14.03.2013 23:51
    Поделиться

    Михаил Хубутия: Русские и грузины очень похожи, только внешне отличаются

    После выступления в Тбилиси известный музыкант Юрий Башмет заявил, что очень доволен своей поездкой в Грузию. Не удивительно: грузины на редкость гостеприимны. Все, кроме тех 50, кто перед зданием консерватории, где выступал Башмет, требовал от властей посадить российского артиста на четыре года. За нарушение закона "Об оккупированных территориях". О народной дипломатии, языках музыки и вражды мы говорим с президентом Союза грузин в России Михаилом Хубутия.

    Кто эти люди у консерватории?

    Михаил Хубутия: Их мы видели еще до разрыва дипломатических отношений Москвы с Тбилиси. Во время юбилейного тура Иосифа Кобзона. Они сделали все, чтобы концерт не состоялся. По первому грузинскому телеканалу показывали пустой зал: мол, на Кобзона никто не пришел. Мы тогда связались с оппозиционными репортерами, и они показали, как народ рвался в зал, как журналисты правительственных СМИ всячески мешали певцу, хотели вывести Кобзона из себя... И в какой-то момент им это удалось.

    Так вот отвечаю на ваш вопрос: это молодежное крыло "Единого национального движения", основанного Саакашвили. Эти люди настроены против сближения России и Грузии. К слову, предвидя подобные выходки, в Грузию пока не собирается Владимир Спиваков. Хотя он очень любит грузинского зрителя и знает, насколько любят его, русскую культуру и русский народ.

    Вся эта публика у консерватории купленные люди, которые без всякой идеологии, как роботы, действуют на подобных мероприятиях. Приведу еще пример. Мы организовали футбольный матч великих ветеранов "Динамо" Тбилиси и ветеранов сборной России. Грузинская власть и телевидение обзывало их "одураченными футболистами, которые не могут понять, что поехали к врагам". Спортсмены были ошарашены, поскольку им устроили прием на самом высоком уровне.

    А если говорить о тех, кому никто ничего не платит за ненависть... Молодые не знают былой дружбы, по которой ностальгируют старшие. Мы уже ничего не можем сделать с тем, что в нашей общей истории был 2008 год и война. Но что-то же надо предпринимать, чтобы период нелюбви быстрее закончился?

    Михаил Хубутия: Поможет только общение. Союз грузин в России помогает молодежи из Грузии чаще бывать в России. Некоторые ни разу не были в Москве. Знаете, как они рвутся посмотреть Кремль, Успенский собор, Оружейную палату! И с какой любовью к России возвращаются на родину! Такими ребятами уже будет трудно манипулировать. Они вряд ли поверят, что Россия - враг, а русские - недоброжелатели. А ведь это вбивается в головы молодым изо дня в день. Более того, грузинская церковь в Москве была очень политизирована. Священник проповедовал в пользу Саакашвили, распространял прокламации "Единого национального движения". Сейчас в Церкви в Грузинах совсем другая ситуация: не только грузинская молодежь туда ходит, но и абхазы, осетины, русские.

    В свое время Рамзан Кадыров пригрозил молодым чеченцам, что если будут себя плохо вести в Москве, посадит в самолет и вернет в Чечню. А вам жалуются?

    Михаил Хубутия: Те, кто приехал с семьей в 90-е годы, адаптировались. А новых приезжих все меньше и меньше: есть проблемы с визами, молодежь уже почти не говорит по-русски, поэтому мало едет сюда учиться.

    Проблем с грузинской молодежью нет еще и потому, что она более толерантна, в отличие от приезжих из других регионов. Мы много работаем с нашими молодыми, стараемся, чтобы они не забывали свою историческую родину, где, во-первых, народ никогда не хотел войны, а во-вторых, понимал, что ему уютнее под крылом России. Американцам грузины так же нужны, как мне прошлогодний снег.

    Сейчас мы под эгидой мэра Москвы Сергея Собянина строим в столице школу для вундеркиндов всех национальностей из малообеспеченных семей. И предлагаем этот опыт перенести во все уголки России, в том числе и на Кавказ. Я считаю, что неправильно поступают в тех регионах, где закрывают школы с этнокультурными компонентами. Важно, чтобы дети могли общаться. Пусть маленькие чеченцы, дагестанцы, грузины, русские и татары растут вместе. Они уедут в свои республики и края и воспитают своих детей толерантными и трудолюбивыми. Это нужно было делать раньше. Ведь не секрет, что на Северном Кавказе в некоторых семьях даже русское слово вызывает враждебные эмоции. Я озвучивал свой проект по работе с детьми на Совете по межнациональным отношениям. И заручился поддержкой президента России.

    Наши патриархи, в отличие от политиков, встречаются часто. Верующим людям легче понять и простить друг друга?

    Михаил Хубутия: Конечно. Среди народа, среди грузин есть готовность забыть, что было между нами, пожать друг другу руки. Обида есть только на власти. Всего лишь на власти. Люди понимают, что заявления Саакашвили, мол, если бы не Америка, Россия стерла Грузию с лица земли, это бред. И недоумевают, кто убедил тогда Саакашвили, что он может в этой войне выиграть.

    Как вам кажется, что мы потеряли за то время, пока не вместе?

    Михаил Хубутия: Россия потеряла своего стратегического партнера на Кавказе. То, что Грузия опора России, понимали еще наши так называемые союзники во Второй мировой войне.

    В России сейчас идет дискуссия о едином учебнике истории. Эксперты сходятся в том, что выработать общую точку зрения, к примеру, на Вторую мировую войну, будет сложно. А в грузинских учебниках каким образом освещается ВОВ и роль грузин в войне? Тема эта вам небезразлична, коль скоро вы приняли участие в восстановлении Мемориала воинской славы на Поклонной горе. Того, что в 2009 году был снесен в Кутаиси...

    Михаил Хубутия: Мой отец приезжал именно к этому мемориалу, чтобы возложить цветы и отдать дань благодарности своим предкам, которые отдали свою жизнь за Родину и за наше будущее. Ему негде было это сделать, потому что он не знал, где похоронены его отец и два брата. А власти Грузии создали музей оккупации, даже не заглянув в учебник истории, где написано, что Россия спасла грузин как этнос. В современных же грузинских учебниках сказано, что Великая Отечественная - это не наша война и не за наше Отечество. Грузин якобы заставляли воевать. Околоправительственные историки не хотят вспоминать о том, что Кавказ и его нефть были одной из главных целей той войны.

    В Грузии есть советы ветеранов ВОВ?

    Михаил Хубутия: Разумеется. Мы приглашали их на открытие памятника на Поклонной горе. К сожалению, им пришлось снять свои ордена, пока не пересекли границу Грузии. Вот как относятся к нашим ветеранам.

    К счастью, политики приходят и уходят. А культурные связи крепче прочих. В "РГ" недавно прошел просмотр новой лирической комедии "Любовь с акцентом". Героини фильма из России и Литвы прилетают в Грузию, чтобы там найти любовь. Увидеть Грузию с высоты вертолета Мимино и услышать от какого-нибудь темноволосого красавца: "Ларису Ивановну хочу!" - мечта российских зрителей...

    Михаил Хубутия: Дело в том, что русские и грузины очень похожи друг на друга. Они только внешне отличаются. А душа, традиции гостеприимства, единая вера! Да и темпераментны русские совсем так же, как грузины: это особенно видно в народных танцах и песнях. Поэтому и искусство друг друга нам близко. Оно не должно разъединять. Наверное, вы видели фильм с голливудскими актерами, снятый на деньги правительства Грузии, "Пять дней августа". Там русские военные перерезают горло мирным жителям грузинских сел...

    У нас будет свой "ответ Голливуду". Мы сняли фильм о российско-грузинской дружбе. В ближайшее время он пройдет по одному из российских телеканалов. Называется "Икона". В нем в одной из последних своих ролей снялся Андрей Панин. Играет папу больной девочки, которую спасает грузинский священник. Истории взаимоотношений русских и грузин, мужчин и женщин объединяет старинная грузинская икона.

    Одна знаменитая грузинская певица говорит, что лучший подарок мужчинам - это бутылка грузинского вина. Как вы думаете, мы скоро своим мужчинам сможем делать такие подарки?

    Михаил Хубутия: Если верить Главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко, скоро. Но лично мне больше нравятся итальянские вина...

    Не боитесь, что вас обвинят в непатриотичности?

    Михаил Хубутия: Не знал, что патриотизм измеряется в любви к вину...

    Поделиться