11.03.2013 23:40
    Поделиться

    Перекрестное субсидирование сдерживает рост промпроизводства

    Перекосы в тарифах на электроэнергию и в системе их субсидирования уже впрямую угрожают нерентабельностью многих перерабатывающих отраслей (например, химической, цветной металлургии, целлюлозно-бумажной) и объектов, обеспечивающих эти отрасли электричеством. Ситуацию усугубляет и фактически нерегулируемая ценовая политика как производителей электроэнергии, так и поставляющих ее сетевых компаний. Поэтому требуется ряд взаимосвязанных мер по устранению перекрестного "электросубсидирования" - то есть поэтапное выравнивание уровня расценок на электроэнергию для населения и промышленности, фактически субсидирующей меньший уровень этих расценок для рядовых граждан. Таков главный вывод исследования Энергетического центра бизнес-школы Сколково.

    По данным отчета, среднегодовой уровень объема переплат в рамках субсидирования составляет не меньше 320 млрд руб.(без НДС) за 2011-2012 гг. При этом до 80% суммы включено в тарифы на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям. Что постоянно генерирует их рост, причем для всех групп потребителей. Что касается предусмотренных законодательством договоров по обеспечению регулируемых тарифов на оптовом рынке электроэнергии и мощности, то, как отмечено в исследовании, доля этих договоров, сдерживающих рост "электроцен", в расценках на отгружаемое электричество - только 15-20%.

    Основные составляющие такой ситуации - это, прежде всего, возможности перераспределения минимальной валовой выручки между сетевыми компаниями в пользу тех, которые поставляют электричество по завышенным расценкам, а также включения потерь электричества в базовую ставку "электрических" тарифов.

    Кроме того, потребители электроэнергии, присоединенные к сетям высокого напряжения - это свыше половины промышленных мощностей РФ - платят за услуги по передаче электроэнергии более чем вдвое больше, чем должны платить. А еще с учетом промышленного субсидирования тарифов для населения конечная плата за услуги по передаче электроэнергии и средние цены на нее для промышленности и потребителей в РФ выше как минимум вдвое, чем в развитых странах. Между тем завышение электротарифов для промышленности против регулируемого уровня на 10-12% чревато снижением объемов промпроизводства на 13-15%.

    Что же предлагается? Первое среди основных мер - это ужесточение госконтроля за деятельностью, в том числе тарифной политикой сетевых компаний. Второе - снижение базовых ставок сетевых тарифов, третье - госрегулирование доходов сетевых компаний, а четвертое - введение четких норм потребления электричества. Эти предложения переданы в правительство РФ. "Госрегулирование электроэнергетических тарифов, как показывает успешная практика многих стран, должно сочетаться с демонополизацией производства и особенно доставки электричества, где преобладают в основном крупные компании, - пояснил "РБГ" глава подкомитета по тарифной политике Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Георгий Кутовой. - Ситуация в этой отрасли и ее ценовая политика впрямую зависят от стимулирования конкуренции между сетевыми компаниями на рынке электроэнергии". Чем больше выбор у потребителей, тем меньше у поставщиков возможностей для монопольного диктата растущих цен на электроэнергию.

    Поделиться