12.03.2013 15:15
    Поделиться

    В Азове после капремонта в жилом доме стены покрылись трещинами

    Жильцы дома, в котором не было ремонта 60 лет, наконец, добились участия в программе капремонта. Правда, вместо положенных 5 процентов софинансирования они вложили 25. А в итоге остались у разбитого корыта: крыша течет, двор в ухабах. Куда же ушли их деньги и полтора миллиона бюджетных средств?

    Небольшой трехэтажный дом на улице Ленина в Азове как две стороны одной медали. Парадная сторона, обращенная лицом на главный городской рынок, свежеотремонтированная и приличная. На ней угнездилось до десятка вывесок, а соответственно, фирм, начиная от городского ломбарда и заканчивая офисами "Окна-двери", каковых здесь сразу два.

    Вторую сторону медали словно забыли почистить. Здесь повсюду грязь и откровенный развал. Облупленная штукатурка, из-под которой выползают кирпичи, змеящиеся по стенам трещины, падающие с балконов куски цемента. В дождливую погоду двор превращается в большое болото, куда стекается вся вода с соседних улиц. Их не единожды крыли асфальтом, и в итоге они стали на уровень выше двора, обойденного дорожниками.

    Вода споро переливается в образовавшиеся щели под домом, подтапливая его немолодой фундамент. Последнему оплоту сталинской архитектуры более 60 лет. И хотя по утверждению строителей расчетный возраст его сто лет, человек и природа сделали все возможное, чтобы его сократить.

    Но главное ждет нас впереди. Большой удачей для жильцов дома считается само попадание в подъезд. Крыльцо полуразрушено, искривлено и щербато как челюсть дряхлого старика. Об этот порог спотыкалась не одна пара ног. А самые неловкие даже заканчивали переломами. Недавно жертвой разбитого крыльца стала 70-летняя пенсионерка, она до сих пор не может ходить.

    В подъезде сверкают металлопластиковые окна, даже не заделанные монтажной пеной, а в остальном все похоже на непарадный фасад: те же трещины, облезлая штукатурка и обнажающаяся кирпичная кладка. Борьба за право провести ремонт в многострадальном доме идет на протяжении долгих десяти лет. И вот, казалось бы, забрезжил свет в конце тоннеля, правительство запустило федеральную программу софинансирования капитального ремонта на условиях вложений самих жильцов, но в нее азовчане не попали. Тогда жильцы дома решили принять участие в областной программе капремонта жилья.

    - При этом мы заплатили не пять процентов, как это требуют условия программы, - рассказывает ветеран войны и труда, сам заслуженный строитель Василий Павленко. - Нас согнули через колено, сказали, чтобы набрали денег на 25 процентов софинансирования, иначе не увидим капремонта как своих ушей - таких желающих, как мы, пруд пруди. Так мы попали в настоящую кабалу. Выплачиваем теперь ежемесячно по тысяче рублей, и так в течение еще трех лет. Первоначально мы рассчитывали почти на четыре миллиона из регионального бюджета. Потом финансирование срезали, и в итоге дали только 1,9 миллиона.

    - Нас обманули дважды, - говорит старшая по дому Ирина Евтушенко. - Вначале вынудили приватизировать квартиры, хотя дом не был отремонтирован - но пообещали привести его в порядок.

    Но самое главное, жить в доме после ремонта стало не веселее, а еще хуже. За без малого два миллиона рублей строители привели в порядок крышу и поменяли коммуникации. Проверить эту работу нелегко. Чердачное помещение до сих пор по колено завалено строительным хламом, и пробираться по нему проблематично. Тут и там в настланной крыше зияют щели, в которые весело пытаются заглянуть лучи солнца. Когда туда заглянет дождь - будет уже не столь весело.

    Василий Павленко знает это наверняка, потому что у него как протекал потолок до ремонта, так и после ремонта протекает. Когда поднимается ветер, крыша гремит, как грузовик на ухабах. Система коммуникаций на чердаке напоминает музей современного искусства. Инсталляции в виде новеньких труб, через каждые полметра прихваченные на лентах из фольги. На этих столпах держится отопление всего дома.

    - То, что считается капитальным ремонтом, на самом деле одна показуха, - возмущаются жильцы. - Посмотрите: трещины расползаются, то и дело рвутся "маячки", поставленные для контроля за ними.

    Многочисленные фирмы за парадным фасадом так реконструировали свои помещения, что здание еще больше растрясло. Куда мы ни обращались, все отмахиваются от нас как от назойливых мух. В верхних эшелонах власти отписываются: вы-де сами собственники жилья, и сами должны распоряжаться собственными средствами. А какие средства у пенсионеров, которые живут тут полвека?

    Городские власти отвечают, что жилой дом включен в областную программу "Дворы", и работы по ремонту будут проводиться при условии софинансирования. Но со времени включения прошло десять лет, а денег так и не нашлось. Живут в старом доме по большей части престарелые пенсионеры, ветераны войны, инвалиды, прикованные к постели. Которые, кстати, многие десятилетия добросовестно оплачивали счета на содержание дома, в том числе и на капитальный ремонт. Достойны ли они такой участи?

    Власти тем временем отчитываются, что в области за год капитально отремонтированы 288 многоквартирных домов в 27 муниципальных образованиях, выполнивших условия реформирования ЖКХ. В нынешнем году на капремонт (с учетом замены лифтов) отправится очередной миллиард из областного и местного бюджета, плюс 210 миллионов из федерального. Около 200 многоквартирных домов в 24 городах и районах области дождутся ремонта. Но не останутся ли и они у разбитого корыта?

    Комментарий

    Татьяна Морковникова, начальник отдела управляющей компании "ЖКХ Дом-5" г. Азова :

    - Чего греха таить, очень сложно попасть в программу капремонта. На сегодняшний день у нас 67 домов, на которые полностью подготовлены документы. А денег фактически было выделено на 5-6 домов. Сколько получим в этом году, даже неизвестно. Конечно, на такие деньги стараемся сделать самое главное: крышу, электрику, коммуникации. Проводить в порядок подъезды, балконы, фасады - это уже за счет жильцов, тех средств, которые они софинансировали свыше пяти процентов. Согласно условиям губернаторской программы, в первую очередь отбираются дома возрастом свыше 50 лет, с износом более 50 процентов.

    Тем временем

    В программу капремонта легче попасть домам, что "моложе" азовской "сталинки". Так, в практически новом ростовском доме на улице Орбитальной, 22/1, сделали капремонт. На восьмилетний дом из бюджетов разных уровней выделили около семи миллионов рублей. Все необходимые документы на капремонт прошли государственную экспертизу, общее собрание жильцов проголосовало за ремонт.

    Делом заинтересовалась Генпрокуратура России.

    - Надо проверить контролирующие органы. Может, там финансовую ревизию надо назначить. Дому всего восемь лет и делать там капремонт - это нонсенс, - уверен заместитель генерального прокурора России Сергей Воробьев.

    Поделиться