11.03.2013 23:44
    Поделиться

    Наталья Ларионова: Центры инноваций в соцсфере создаются при поддержке АСИ

    Социальное предпринимательство раздробят на категории
    Минэкономразвития России готово рассмотреть поправки в законодательство о выделении таких социальных категорий бизнеса, как женское и молодежное предпринимательство. По этому поводу сейчас идут активные дискуссии в экспертном сообществе. Многие просто не понимают, зачем выделять в отдельные категории небольшие бизнес-сегменты. Важность и актуальность этой работы "РБГ" разъяснила Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития.
     
    Наталья Ларионова: Как правило, занять женщину на селе или в каких-то малых городах очень сложно. Фото: Сергей Михеев / РГ
     

    Наталья Игоревна, один из возникающих вопросов - для чего необходимо социальное предпринимательство, которого пока нет в законодательстве, еще и дробить на категории? Что это даст?

    Наталья Ларионова: Безусловно, прежде чем выделять какие-то новые направления, необходимо понять целесообразность этих действий. С другой стороны, как чиновник, который этим направлением занимается уже много лет, отдаю себе отчет, что для того, чтобы развивать малый бизнес, который занимает всего 20 процентов нашей экономики, приходится перебирать различные варианты участия самых разнообразных категорий предпринимателей. Иногда требуется специально "подсвечивать" ряд направлений, которые могут представлять интерес. Особенно это важно для регионов, которые должны иметь инструмент работы. Для этого и нужно искать какие-то специфические виды бизнеса.

    Что вы имеете в виду?

    Наталья Ларионова: По молодежному предпринимательству минэкономразвития четыре года работает с Росмолодежью, уже есть специальная программа. К примеру, на Селигере, куда регулярно съезжаются молодые инициативные ребята, появился блок по молодежному предпринимательству. На самом деле идет огромная работа, один из ее показателей проводимый конкурс "Ты - предприниматель". Я каждый год на нем заряжаюсь энергией. На таких мероприятиях начинаешь еще больше любить нашу молодежь, когда попадаешь в аудиторию, где средний возраст предпринимателя 22-25 лет. Практически все они владельцы бизнеса, которые работают не только на себя, но и создают рабочие места. И все эти ребята хотят жить в России. Я ни разу не слышала ни от одного из них, что он хотел куда-то уехать работать. У них уже свой успешный бизнес, планы на будущее. Чтобы собрать эту уникальную аудиторию, и проводятся региональные мероприятия, проводится обучение азам предпринимательской деятельности.

    Молодые таланты отмечали всегда. Как решили выделить в отдельный сегмент женский бизнес?

    Наталья Ларионова: Тема женского предпринимательства всплыла еще под эгидой мероприятий, проходивших в России в рамках АТЭС. На нем проходил женский форум, который возглавила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Пока готовили этот форум, познакомились с огромным числом женских организаций. Лично для меня было откровением, что владелица фабрики "Конфаэль" является женщиной. На самом деле очень много успешных компаний, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, организованы женщинами. Это тоже очень интересное направление. И самое главное, оно достаточно перспективное, потому что, как правило, занять женщину на селе или в каких-то малых городах очень сложно. Она, наверное, только от отчаяния может пойти печи класть и дома строить. У нас же нет женских бригад строителей. Здесь нужны особые решения. Это потенциал, который не охвачен. Я считаю, что в основном это проблема не крупных городов, а небольших городов, сел, где мало возможностей проявить себя. Вообще, социальный бизнес - это отдельная тема.

    Что вкладывается в понятие "социальное предпринимательство"?

    Наталья Ларионова: Мы определили социальное предпринимательство как деятельность, направленную на обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников в компаниях социального бизнеса составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Отдельно отмечу, что такие предприятия наравне с прочими могут воспользоваться всеми мерами поддержки, такими как микрофинансирование, субсидирование. Конечно, при соблюдении установленных для этих мер условий. В "ОПОРЕ России" любят приводить такой пример, когда женщина осталась одна с ребенком, надо как-то кормить себя и его, вот она и придумала шить одинаковые шапочки для мамы и малыша. И дело пошло, бизнес расширился. Предпринимательница приняла решение, что будет брать на работу только тех женщин, которые оказались в такой же сложной ситуации, как и она. Может быть, ей экономически это не совсем выгодно, но это ее моральный принцип. Или всем известный пример мужчины-фермера, который работает только с выпускниками детских домов. Он берет в хозяйство только ребят из детских домов. Просто это его гражданская позиция. Но это тоже бизнес. Это наглядный пример социального предпринимательства. Люди, которые работают с какими-то очень сложными группами людей. Допустим, делают индивидуальные инвалидные коляски. Понятно, что это не поточное производство. И на этом, наверное, много не заработаешь, особенно в нашей стране. Но бизнесмены по каким-то причинам это делают, это их осознанный выбор.

    Наверное, их нужно как-то поддержать?

    Наталья Ларионова: Программой поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрено предоставление специальной субсидий на софинансирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства. Максимальный размер субсидии федерального бюджета составляет 0,6 миллиона рублей на одного субъекта социального предпринимательства - получателя поддержки. Однако при этом необходимо вложить в качестве софинансирования не менее 15 процентов от суммы получаемой субсидии.

    По итогам конкурсного отбора субъектов РФ в прошлом году были поддержаны заявки шести регионов на общую сумму более 88 миллионов рублей. Из региональных бюджетов к этой сумме будет добавлено еще 47,6 миллиона рублей. Эти средства позволят оказать поддержку 230 социально ответственным предпринимателям на реализацию проектов. Для утверждения инициатив по введению таких категорий, как женское и молодежное предпринимательство, минэкономразвития потребуется внести поправки в Закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Сейчас министерство в рамках работы над законопроектом во втором чтении обсуждает предложения женских объединений, Росмолодежи, Торгово-промышленной палаты РФ и других профессиональных сообществ. Планируется, что эти поправки могут быть приняты депутатами Государственной Думы одним пакетом уже в эту весеннюю сессию.

    В шести пилотных регионах - Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Омской, Самарской, Иркутской, Кемеровской областях, Республике Татарстан - в прошлом году открылись Центры инноваций в социальной сфере. Насколько они востребованы в регионах? Каких инноваций стоит ждать в социальной сфере?

    Наталья Ларионова: Центры инноваций в соцсфере, оказывающие широкий комплекс консалтинговых услуг (юридических, бухгалтерских, бизнес-планирование), создаются при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Наряду с действующей инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, данные центры смогут стать точками кристаллизации идей и путей решения социальных проблем. Если говорить о востребованности данных центров в регионах, то инициатива идет "снизу". Первый подобный Центр создан в Омске на базе местного бизнес-инкубатора. Центр организован по инициативе местных предпринимателей для обучения и поддержки социальных предпринимателей. Сейчас минэкономразвития прорабатывает вопрос по координации в 2013 году поддержки социального предпринимательства центрами инноваций в соцсфере с федеральной финансовой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Именно комплексная поддержка социального предпринимательства, в том числе тиражирование подобных проектов через инструменты центров инноваций в социальной сфере, фонды социального бизнеса, отдельными предпринимателями-энтузиастами может иметь большое практическое социальное значение.

    Поделиться