Из Алтайского драмтеатра уволился главный режиссер Илья Ротенберг

Главный режиссер Алтайского театра драмы имени Шукшина Илья Ротенберг написал заявление об увольнении по собственному желанию. В должности главрежа Ротенберг проработал всего полгода. За это время выпускник ГИТИСа поставил два спектакля на большой сцене - "Последняя любовь" по пьесе Валерия Мухарьямова и "Никио и великий самурай" по пьесе Еспера Карлсена.

Причиной своего ухода 33-летний режиссер назвал "творческие условия, созданные в театре и вокруг него". По версии Ротенберга, он попросту не сработался директором театра Любовью Березиной: "Всем заправляет директор, а у режиссера второстепенная роль или даже вспомогательная. У Любови Михайловны не было попыток оставить меня".

Сама Любовь Березина воздержалась пока от комментариев. "Я думаю, все уже поняли, что это за режиссер. Бог ему судья", - сказала она корреспонденту "РГ", пообещав, впрочем, в скором времени поделиться своей версией происшедшего.

По данным "РГ", Илья Ротенберг вместе со своей женой, актрисой театра Дарьей Ротенберг, официально уйдет из театра 19 марта. Завтра, 12 марта, в Барнаул приезжает  член президиума Российского центра АССИТЕЖ, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии "Золотая маска", киносценарист и драматург Олег Лоевский. Приезжает он в том числе и затем, чтобы посмотреть спектакли Ротенберга, которые барнаульской публикой были оценены весьма прохладно. Впрочем, теперь эта задача теряет смысл. Дарья Ротенберг ко всему прочему играла главную роль в "Никио и великий самурай".

К сожалению, у Ротенберга не получилось должного контакта и с труппой. С Ильей Владимировичем актеры познакомились прошлым летом, когда на базе театра драмы несколько дней под руководством Олега Лоевского работала лаборатория "Молодая режиссура и современная драматургия. От эскиза к спектаклю". Илья Владимирович поставил тогда эскизный спектакль по пьесе Жорди Гольсерана "Канкун", который не произвел большого впечатления на публику. Актеры о работе с Ротенбергом, до этого работавшем в Лысьвенском театре драмы, отзывались сдержанно. Тем не менее именно ему вскоре сделали предложение стать главным режиссером Алтайского краевого театра драмы. По сути дела, это был некий аванс на будущее. Руководство театра и местные чиновники, видимо, надеялись на быстрый творческий рост молодого режиссера и его неконфликтность.

Однако с первой же постановки дело не заладилось. По мнению профессионалов, с которыми беседовал корреспондент "РГ", Ротенбергу, как главному режиссеру, не хватало энергии, харизмы и опыта. "В работе он был "чуть теплым и походил на Наполеона, сидящего на Воробьевых горах и ожидающего ключи от Москвы", - высказала "РГ" свое мнение одна из сотрудниц театра. Ситуацию усугубил нелепый скандал, связанный с отзывом в интернете одного из недовольных зрителей. Этому зрителю не понравился эпизод с муляжом иконы в спектакле "Остров Рикоту", который осенью 2012 года поставил приглашенный молодой режиссер Александр Созонов. Илья Ротенберг очень эмоционально вступился за коллегу и, по мнению театралов, "наговорил много лишнего, в том числе и об обстановке в театре". Скорее всего, уже тогда Ротенберг принял решение уйти.

В этом сезоне он обещал поставить спектакль по пьесе Юрия Олеши, но теперь барнаульцы останутся без "Зависти". Это уже не первый публичный конфликт в театре драмы, связанный с фигурой главрежа. В 2000-е годы из театра ушли со скандалами Владимир Золотарь и Роман Феодори.