07.03.2013 12:00
    Поделиться

    Ямальские водолазы начали поиск тел утонувших при проезде по зимнику

    В четверг в полдень началась операция по подъему со дна Оби тел Сергея Тымкива и Рамиля Галиева, утонувших 22 февраля в тяжело груженном автомобиле. Он мгновенно ушел под воду на участке реки, где лед, подмываемый мощным течением, непрочен, а глубина превышает 20 метров.

    Можно понять, что пережили за эти дни родные погибших. Один из них тюменец, второй оренбуржец. У Сергея дочке 10 месяцев, у Рамиля - 4 года. Остались ли мужчины в кабине? Если пытались выбраться из нее, то течением их, скорее всего, унесло. Между тем у регионального управления МЧС нет технических средств, чтобы исследовать грузовик на такой глубине в сильные морозы. К тому же водолазы специализированного отряда "Ямалспас" не имеют допуска к погружению на 20 и более метров. Рисковать, пренебрегая нормами безопасности, нельзя, ведь речь идет о жизни других людей. Случись что со спасателем, его руководители автоматически попадают под уголовное преследование.

    Тюменская фирма "Спецстройинвест", чьи машины двигались в тот роковой день по зимнику Аксарка - Яр-Сале, арендовало необходимое оборудование, привлекла водолазов специализированного предприятия из Надыма "Северспецподводстрой". Сотрудники "Ямалспаса" участвуют в операции в качестве экспертов и помощников. В гостинице близлежащего села мать и сестра Сергея Тымкива, а с ними психологи МЧС, сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе ведомства: расходы по перелету родственников в Салехард, их проживание работодатель берет на себя, гарантирует и компенсационные социальные выплаты.

    Вчера шли предварительные работы. К основным планировалось приступить утром, но их отложили на несколько часов, поскольку температура воздуха составляла минус 35. Днем, как ожидается, солнце его существенно прогреет.

    После нескольких трагических ЧП на зимниках правительство Ямала за нарушение правил проезда по ним ужесточает ответственность перевозчиков и водителей. К дежурству на контрольно-пропускных пунктах привлекают автоинспекторов, здесь установят видеокамеры. Сотрудников ГИБДД, спасателей МЧС и чиновников обязали втрое чаще, нежели раньше, совершать совместные дорожные рейды. Номера машин, которые выйдут на трассу с грузом, превышающим разрешенный вес, занесут в черный список.

    Нормальное транспортное сообщение на территории региона, особенно в западной и центральной зонах автономии, без сезонных дорог немыслимо. Доставка грузов авиацией обойдется в разы дороже. Протяженность четырех главных зимников, обслуживаемых за счет бюджета, - около 1000 километров. Из них почти треть приходится на снежное "шоссе" Салехард - Надым. Между тем строителям удалось его сдать госкомиссии только со второго захода - уже в конце января. В прошлом году эксплуатация началась значительно раньше. В начале февраля депутат Законодательного собрания ЯНАО Валерий Степанченко лично опробовал качество укатки.

    - Увлекательное путешествие, - не без сарказма говорит он. - До Надыма на мощном джипе добрались за девять с лишним часов. В одном месте завязли и уж не чаяли выбраться - приготовились провести ночь в салоне. Словом, экстрим. Редко кто из высоких чинов в командировки по зимнику отправляется. А было бы полезно.

    Подрядные организации, содержащие зимники, за нерадивость штрафуют. С начала года претензий предъявлено почти на три миллиона рублей. Недавно отправлен в отставку гендиректор ГУП "Ямалавтодор" Андрей Шоля. Правительство намерено акционировать предприятие, чтобы оно "не тянуло деньги из бюджета". Между тем все дороги в округе, временные и постоянные, за исключением промысловых, строят на средства казны, АО без госзаказа вряд ли выживет.

    Сезонные дороги крайне зависимы от погоды, и, как это ни парадоксально, даже в приполярных районах срок их службы крайне мал. К примеру, длительное время проходит с начала ледостава до момента открытия дополнительно намороженных речных переправ для тяжелого транспорта. Затем то оттепель, то метели зарядят. В третьей декаде февраля движение по ямальским зимникам постоянно закрывалось из-за сильных морозов со шквалистым ветром. Впрочем, запрет довольно условный. И когда зимник "сырой" - только прокладывается, и когда его заметает, десятки машин все равно прорываются в тундру - через КПП или в обход его. Предприниматели опасаются убытков, срыва обязательств перед деловыми партнерами. Водители обычно соглашаются на рисковый рейс: "Авось пронесет, семья зарплату ждет".

    Смертельные ЧП повторяются из года в год. А блуждание в пурге, застрявший в сугробах автомобиль, замерзающие пассажиры - уже привычные ЧП. К слову, сотовой связи на зимниках нет. Власти возлагают основную ответственность на владельцев машин. "Если вас, господа перевозчики, ничему не научил суровый опыт работы на Севере, то мы будем ужесточать меры", - предупредил руководитель дорожной инспекции Игорь Боркун.

    Правительство автономного округа планирует закупить мобильное оборудование для глубоководных спасательных работ.

    Поделиться