07.03.2013 08:14
    Поделиться

    Налог на землю для южноуральских фермеров вырастет в разы

    Рост налогов может разорить южноуральскихфермеров
    О стремительном сокращении в Челябинской области числа индивидуальных предпринимателей в результате роста отчислений в социальные фонды "РГ" уже сообщала. Но, оказывается, городским "ипэшникам" можно даже позавидовать: в селе ситуация сложней. Здесь к общей для малого бизнеса проблеме добавляются еще две - резкий рост платежей по транспортному и земельному налогам.

    Уже в мае-июне владеющие земельными участками южноуральцы получат уведомления об уплате земельного налога, суммы в которых будут больше привычных в несколько раз. Напомним, переоценка государственной кадастровой стоимости земли завершилась в регионе в 2011 году. Предыдущая проводилась еще в 2002-м, но существенное увеличение стоимости земли объясняется не только временным разрывом. Массовый характер работ вынудил оценщиков проигнорировать целый ряд факторов, существенно влияющих на цену сельхозземель, например биоклиматический потенциал. В итоге, указывает исполнительный директор Союза фермерских хозяйств Челябинской области Анна Таскаева, кадастровая стоимость земель увеличилась в 10-12 раз. В Троицком районе она достигла 79 тысяч рублей за гектар - это больше, чем в куда более благоприятных для земледелия Курской (23 тысячи рублей) и Воронежской (58 тысяч) областях, и заведомо выше рыночной цены.

    - Налоговая ставка не по силам южноуральским сельхозпроизводителям, - признает министр сельского хозяйства области Сергей Сушков.

    По сути, у них два выхода, заявил в разговоре с фермерами министр. Первый, и самый очевидный, - оспорить кадастровую стоимость участка в суде. По данным минсельхоза, сегодня практически все такие дела разрешаются в пользу жалобщиков. Но и выливается это с учетом услуг независимых оценщиков и прочих расходов в десятки тысяч рублей. К тому же в юридических нюансах крестьяне не сильны, дело это для них сложное и хлопотное. Второй вариант, который реализует сейчас по своей линии министерство, - договориться с муниципальными властями о снижении платежей для земель сельхозназначения. Так, в Верхнеуральском районе, по словам его главы Михаила Ломакина, понижающие коэффициенты позволили вернуть платежи за землю на прежний уровень. Процесс этот, однако, осложняется тем, что поступления в утвержденные на 2013 год бюджеты муниципальных образований рассчитывались исходя из новой кадастровой стоимости земли. Недобор по налогам повлечет снижение собственных доходов территорий и автоматически пропорциональное снижение дотаций из регионального бюджета. Таким образом, минсельхозу придется утрясать этот вопрос с коллегами из областного минфина. На что потребуется определенное время.

    Но и это еще не все. Одновременно в области выросли и ставки транспортного налога. Если сельхозтехника и спецтранспорт (комбайны, тракторы, молоковозы и зерновозы) предметом налогообложения не являются, то бензовозы, самосвалы и тому подобные машины в льготном перечне отсутствуют. А значит, теперь они пробьют существенную брешь в фермерских бюджетах - для не самых крупных хозяйств начисления приблизились к 100 тысячам рублей.

    Из этой ситуации также два выхода. Либо область утвердит какие-то льготные ставки для конкретных видов машин, либо придется выходить с законодательной инициативой и менять перечень не облагаемой налогом техники. Но все это опять займет время.

    Если городские предприниматели ищут лазейки и переходят на "серые" схемы ведения бизнеса, то для фермеров и это невозможно. Понимая ситуацию, власти вынуждены в отношении сельхозпроизводителей обходить собственные решения - по сути, молчаливо признавая их изначальную непроработанность. Нормальной сложившуюся ситуацию назвать трудно.

    Тем более что все это происходит на фоне отказа от целого ряда мер господдержки, связанных с интеграцией России в ВТО. Так, в связи с унификацией с "принятыми в цивилизованных странах мерами поддержки сельского хозяйства" с этого года отменяются субсидии на приобретение удобрений, средств химической защиты растений и ГСМ. Вместо этого вводятся несвязанные субсидии, с учетом площади посевов сельхозкультур. На два миллиона гектаров южноуральской пашни в федеральном и областном бюджетах предусмотрено соответственно 304 и 134 миллиона рублей. Итого на гектар посевов придется порядка 200 рублей (для животноводческих предприятий - 300). По иронии судьбы, в свое время именно фермеры были инициаторами введения такого вида поддержки, но уровень, на который приходится рассчитывать сегодня, явно недостаточен. Для сравнения: размер дотаций в странах Евросоюза, в соответствие с которыми приводятся российские формы поддержки, составляет в среднем 365 евро на гектар.

    Поделиться