05.03.2013 23:03
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Забыть историю - значит предать будущее

    28 февраля на встрече с представителями болгарских неправительственных организаций в Российском доме науки и культуры в Софии Виталий Игнатенко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам, и Георгий Пырванов, президент Болгарии в 2002-2012 гг., объявили о создании Российско-болгарского Форума общественности. Идея о необходимости такого форума была заложена еще в совместной декларации, которую десять лет назад, 2 марта 2003 года, подписали российский и болгарский президенты, Владимир Путин и Георгий Пырванов. Но путь к ее реализации оказался много сложнее, чем можно было ожидать. И дело не только в субъективных обстоятельствах, в людях, которым было поручено заниматься этим делом. При удивительном, почти иррациональном тяготении русских и болгар друг другу, в минувшее десятилетие между нашими странами произошло немало событий, которые воздвигали ощутимые преграды и между нашими народами.

    В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО, а с 1 января 2007 года стала полноправным членом Евросоюза. В конце прошлого года президент Болгарии Росен Плевнелиев сделал заявление, где абсолютно однозначно определил внешнеполитический курс своей страны: "Я горжусь, что Болгария является членом НАТО, что Болгария является членом Европейского союза, и считаю это высшим достижением страны за последние двадцать лет". Да и последние шаги ушедшего правительства Бойко Борисова и уходящего парламента во главе с Цецкой Цачевой не улучшали отношения наших государств. И исполнительная и законодательная власть Болгарии в 2013 году приняли решение о расторжении договора 2006 года с "Росатомом" о строительстве АЭС "Белене", - несмотря на то, что болгары испытывают дефицит электроэнергии. Последний политический кризис в стране связан как раз с повышением вдвое тарифов на электричество, что и вывело народ на улицы. И это куда серьезнее протокольных парадоксов болгарских парламентариев, пригласивших на торжества по случаю 135-летия Освобождения Болгарии коллег из всех стран, некогда входивших в Российскую империю, - от Прибалтики до Центральной Азии. Впрочем, это так, к слову. Просто важно понимать, что кроме традиционно мощного национального движения русофилов, существуют и русофобы. Позиция для Болгарии трудно объяснимая, но тем не менее существующая. И характерно, что выставка в парламенте Болгарии, которую открывали при участии российских депутатов во главе с первым заместителем председателя Госдумы от КПРФ Иваном Мельниковым, называлась "Европейские измерения освободительной борьбы".

    Важно понимать, что кроме мощного движения русофилов, сегодня в Болгарии существуют и русофобы

    Впрочем, занимаясь наведением мостов, не надо думать о тех, кто захочет их разрушить, - это парализует волю. В отношениях болгар и русских, Болгарии и России, существует большой запас прочности, заложенный еще 1150 лет назад, когда была создана славянская письменность, и 135 лет назад существенно приумноженный на полях сражений с Османской империей. Д.С. Лихачев неслучайно называл Болгарию "государством духа". Духа, рожденного верой и языком. Болгары сохранили себя в османской неволе, во многом благодаря святому отношению к болгарскому слову, к кириллическому алфавиту, наилучшим образом передающим созвучия славянской речи. Болгарский язык, пожалуй, ближе других языков славянского мира к церковно-славянскому, на котором ведут службу пастыри Православной церкви.

    Весь христианский мир был взбудоражен резней, учиненной османами при подавлении Апрельского восстания 1876 года. Имена Георги Раковского, Васила Левского, Христо Ботева и других лидеров повстанцев стали символами борьбы за саму возможность быть болгарами и славянами. Именно в это время появляются произведения, отражающие российскую боль за болгарских братьев и сестер, такие, например, как "Крокет в Виндзоре" И. Тургенева и "Болгарка" Я. Полонского.

    Забыть историю - значит предать будущее. К счастью, это понимают не только романтики, но и прагматики

    В 1877-м, под во многом под давлением общественного мнения, заключив при участии канцлера А.М. Горчакова ряд важнейших для России договоров, Александр II объявил войну Османской империи. Разумеется, Россия имела свои цели, но при всем том война была преисполнена высокого романтизма. Именно тогда родилось великое слово "братушки", которым болгары называли русских освободителей. Оно не подводило нас и во время двух мировых войн, когда мы были по разные линии фронта. Но никогда не стреляли друг в друга. В память о былом братстве.

    Именно поэтому и сегодня около четырехсот памятников русским солдатам, офицерам и генералам той освободительной войны бережно сохраняются в болгарских городах и селениях. Именно поэтому к нынешнему празднику не только отреставрировали конный монумент Александра II, царя-освободителя и русского, и болгарского народов, но и открыли в присутствии первых лиц государства новые памятники освободителям Софии - генералу-фельдмаршалу И. В. Гурко, командиру Кавказской кавалерийской бригады генералу П. А. Черевину и есаулу Барыш-Тыщенко. "Мы не забыли, что нас освобождали русские солдаты!" - болгарский историк, председатель Национального комитета по подготовке празднования 135-й годовщины Освобождения Болгарии Андрей Пантев на встречее российской и болгарской общественности произнес речь возвышенную и искреннюю. "Судьба не только славянского мира, но и всей Европы зависела от исхода битвы на этой земле, в которой смешалась кровь болгарских повстанцев и русских солдат. Забыть об этом - значит предать не только прошлое, но и будущее". К счастью, в Болгарии и России это понимают не только романтики, но и прагматики.

    Поделиться