Интернат № 6 - учреждение особенное (если вообще бывают заурядные интернаты). Здесь учатся дети с ослабленным слухом и даже совсем без него. А там, где нет слуха, проблемы с речью и развитием. На асфальте перед интернатом нарисован большой колокольчик с последнего звонка, в ушах у детей слуховые аппараты, а аплодисменты мам и бабушек участники концерта только видят. Одноклассники в знак одобрения поднимают большой палец.
Концерты - здешняя традиция, их устраивают ко всем праздникам. Есть свой ансамбль "Поющие сердца", который много гастролирует и побеждает на фестивалях. "Этим летом, если денег дадут, ребята поедут в Болгарию", - рассказал директор Евгений Николькин. В интернате учится 133 ребенка. 17 живут пятидневку, остальных по утрам приводят родители.
- Мы учим детей говорить. Язык жестов примитивен, а наши выпускники могут говорить, великолепно читают с губ, осваивают школьную программу. Поэтому мы против инклюзивного образования - в обычной школе наши дети будут Маугли, - считает дефектолог Татьяна Перегудова. - Еще одно непродуманное решение - установка кохлеарных имплантантов всем слабослышащим подряд. Да, они начинают слышать, но многим это не помогает, так как они не могут понять услышанное. А деньги на это тратятся громадные: один имплантант стоит 1,3 миллиона рублей, - и делать повторную операцию, чтобы его извлечь, никто уже не будет.
В интернате есть свои династии: одни выпускники, окончив вузы, возвращаются сюда работать, другие приводят детей.
- К сожалению, приток слабослышащих детей не уменьшается, - продолжила Перегудова. - Причиной тому плохая экология, наследственность, родовые травмы и болезни детей в раннем периоде. Родители пичкают малышей антибиотиками, не читая, что написано на упаковке. А там написано "для детей от трех лет" или "ототоксичен". Вот и результат…
В этот солнечный день результат был светлый и трогательный. Пятиклассницы показали песню про мам - глядя на них, сидящих в зале. На языке жестов "мама" - округлое движение от левой щеки к правой. "Люблю" - сердце, нарисованное ладонями на левой стороне груди. Второклассница медленно прочла стишок. На шпаргалке с текстом у нее были расставлены ударения, выделены гласные и фонетические связки. "Она про маму читает, а мама ее в Саратове, забыла про дочку давно. Воспитывает отец", - шепнул директор.
Школьники наряжали одноклассниц на время - те безмолвно снесли все "издевательства", - затем пригласили мам и бабушек на вальс. Чайковский гремел так, что пол дрожал - именно вибрацию танцоры и ощущают. Старшеклассник Иван Горбунов из "Поющих сердец" поставил танец пятиклашкам. Повинуясь движениям указательных пальцев режиссера танцоры двигались как роботы, тоненькая девчушка лихо крутила брейк-данс на полу.
Мамы завязывали девочкам банты - тоже на время. Одна, у которой сын, запуталась в лентах и смутилась. Бабушки принесли варенье на дегустацию. "Слишком сладко", - показывали дегустаторы, проводя ладонью по горлу. Крохотный первоклассник с огромным усилием, минуты за полторы, но произнес: "Ма-ма". Ему хлопали особенно сильно.