03.03.2013 08:21
    Поделиться

    Минобрнауки предложило оценивать вузы по востребованности выпускников

    В минобрнауки РФ сообщили, что новый мониторинг эффективности вузов, который запланирован на осень, будет проводиться по новым критериям. Самым заметным новшеством станет оценка востребованности подготовленных специалистов. Сегодня, по данным ведомства, до шести процентов выпускников встает на биржу труда сразу после получения дипломов.

    По мнению чиновников, показатель безработицы выпускников позволит более достоверно судить об эффективности или неэффективности высшего учебного заведения. Напомним, что первый мониторинг эффективности российских вузов проводился с 15 августа по 15 сентября прошлого года. Оценка осуществлялась по пятидесяти параметрам. В их числе - средний балл ЕГЭ студентов, принятых на очное обучение, объем научных открытий в расчете на одного преподавателя, международная деятельность, доходы, инфраструктура, доля кандидатов и докторов наук. По итогам мониторинга, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. В их число попало несколько известных сибирских вузов, например Кузбасская государственная педагогическая академия, Горно-Алтайский государственный университет и другие.

    Недовольство критериями отбора проявляли многие ректоры, и в минобрнауки обещали к их мнению прислушаться. Однако и возможные новые критерии устраивают далеко не всех руководителей вузов.

    Так, ректор Алтайской академии экономики и права, член союза ректоров России, профессор Леонид Тен убежден, что даже дополненный новыми критериями оценки мониторинг эффективности вузов по-прежнему не будет отражать реальное состояние дел в высшей школе.

    - Мы надеялись, что критерии оценки вузов кардинально изменятся, но министерство образования предлагает просто расширить их перечень и к уже действующим добавить новые. Однако прежние пять основных показателей, по которым определялись эффективность или неэффективность вузов, совершенно не отражают реальное положение дел, поскольку касаются только условий обучения. А уровень и качество собственно образовательной деятельности, учебной и воспитательной работы они не учитывают.

    По мнению эксперта, в первую очередь надо оценивать новации в образовании, реальную, а не бумажную успеваемость, отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов, международные дипломы, награды, число кандидатов наук, вышедших из стен вуза и, конечно, трудоустройство как показатель востребованности выпускников. Но в качестве критерия оценки трудоустройства надо брать удельный вес выпускников данного вуза среди профессионалов соответствующего профиля, а министерство предлагает оценивать эффективность вуза по числу выпускников, обратившихся на биржу труда.

    Но ведь в безработице виноваты не вузы - это социальная проблема, связанная с кризисными явлениями в экономике. Сегодня выпускники не хотят ехать работать в деревню на мизерную зарплату, и качество образования здесь ни при чем. Поэтому нельзя по числу выпускников на бирже судить об эффективности или неэффективности вуза. Говорят, что сейчас на рынке труда ощущается переизбыток экономистов и юристов. Но экономика и юриспруденция - это такое образование, которое пригодится в жизни любому человеку, даже если он не будет работать по специальности - будь то директор крупного предприятия или домохозяйка, ведь она должна уметь свести бюджет семьи, разобраться с коммунальными платежами и, при необходимости, отстаивать свои права в суде.

    По результатам осеннего мониторинга в список вузов, "имеющих признаки неэффективности", попало три кузбасских образовательных учреждения. В том числе - единственный в регионе классический университет. Однако после заседания рабочей группы в министерстве образования и науки России КемГУ был отнесен к "нуждающимся в оптимизации деятельности" - вузам этой группы необходимо разработать и представить на согласование федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции учредителей, собственную программу развития, и такой документ в университете уже принят и успешно реализуется.

    - Вместо коррекции нашей деятельности по пяти направлениям, которые послужили "признаками неэффективности", мы представили в министерство более широкую программу развития, рассчитанную на 2013-2017 годы, - пояснил ректор Кемеровского госуниверситета, доктор исторических наук, профессор Владимир Волчек. - Она включает целый ряд направлений: не только финансово-экономическую и хозяйственную, но и развернутую образовательную и научную деятельность. Хочется надеяться, что в очередном мониторинге будут максимально учтены не только широта круга этих направлений, но и результаты, достигнутые по каждому из них. На мой взгляд, также было бы логично оценивать деятельность вузов в динамике, а не по срезу показателей за тот или иной временной отрезок, потому что между российскими регионами существуют довольно заметные различия - как в образовании, так и в экономике, социальном развитии. А значит, целесообразно давать оценку эффективности вузов по результатам работы в течение нескольких лет. И если эти результаты меняются в лучшую сторону, то такое учебное заведение следует всячески поддерживать, а не следовать пословице "С глаз долой - из сердца вон".

    Что касается двух других "неэффективных" вузов - Кемеровского государственного университета культуры и искусства и Кузбасской государственной педагогической академии, то почти сразу же выяснилось, что первый попал в черный список по технической ошибке. На самом деле вуз относится к группе "имеющих некоторые признаки неэффективности". Как сообщила ректор КемГУКИ Екатерина Кудрина, весной университету культуры, который каждые пять лет разрабатывает программу развития, предстоит очередная аккредитация.

    А Кузбасская педакадемия, которой минувшей осенью был предложен вариант объединения с Сибирским государственным индустриальным университетом, тоже базирующемся в Новокузнецке, продолжает работу в прежнем статусе. Собираясь не только доучить нынешних студентов, но и набрать новых - будущих учителей.

    - К недостаткам относят, в частности, отсутствие в вузе большого количества иностранных студентов. А может ли вуз, осуществляющий подготовку учителей для своего региона, находящегося в центре Сибири, привлечь внимание молодежи многих зарубежных стран? - задает вопрос председатель совета ветеранов педакадемии Сергей Иванищев. - В вину педагогическим вузам ставится и тот факт, что многие выпускники не идут работать в школу. Но вуз ли в этом виноват?

    А вот в крупных омских вузах по поводу введения нового критерия оценки их эффективности особо не переживают. Здесь уже давно созданы специальные службы, занимающиеся мониторингом занятости выпускников, и, по данным отдела содействия трудоустройству Омского государственного университета, более 85 процентов дипломников ОмГУ стабильно востребовано. А спрос на технарей с высшим образованием сегодня превышает предложение.

    В последние годы заметно выросло число студентов, приезжающих поступать в омские вузы из Казахстана, - специалисты шести ведущих университетов Омска ежегодно отправляются к соседям налаживать связи. Например, во время последней приемной кампании в ОмГТУ на долю казахстанцев пришлось восемь процентов абитуриентов. Настоящий бум - в аграрном университете.

    - Мы приняли 180 граждан Казахстана, - говорит ректор Сергей Петуховский. - Это на двадцать процентов больше, чем год назад. Особой популярностью пользовались ветеринарные специальности.

    В Новосибирской области, где более сорока самостоятельных государственных и негосударственных высших учебных заведений, минобрнауки РФ нашло признаки неэффективности у Сибирской государственной геодезической академии (СГГА) и Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА), а такжe у ряда филиалов вузов. Между тем конкурс на обучение в этих академиях стабильно высокий.

    Руководитель совета ректоров новосибирских вузов Николай Пустовой, возглавляющий также Новосибирский государственный технический университет, занявший 22 место в общероссийском вузовском рейтинге, уверен, что некоторым высшим учебным заведениям не хватает амбиций и активности в конкурсах на гранты. По мнению ректора Новосибирского национального исследовательского государственного университета Михаила Федорука, главный показатель эффективности вуза - профессиональные достижения его выпускников, а одним из критериев востребованности вчерашних студентов является оценка деятельности, которую им дают руководители организаций, где они работают, причем как российских, так и зарубежных.

    - Необходимо, чтобы в наших вузах иностранцы могли заниматься научно-исследовательскими работами, а значит, должны быть и преподаватели соответствующего уровня, - отмечает начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Ольга Молчанова.

    Поделиться