Ранее Минфин разработал законопроект, предполагающий введение обязательного досудебного урегулирования всех налоговых споров. Это должно ускорить процесс рассмотрения жалоб, снизить финансовые и временные затраты заявителя, уменьшить нагрузки на суды. Часть новых норм должна вступить в силу в 2013 году. Но обязательный порядок обжалования всех споров, скорее всего, заработает только в 2014 году.
Действующий сейчас федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" не предусматривает применение медиации в административных публичных спорах, к которым относятся и налоговые.
"Одно из главных преимуществ законопроекта - ускоренная процедура рассмотрения жалобы, - рассказала "РГ" президент Национальной организации медиаторов, руководитель Центра медиации и права Цисана Шамликашвили. - Налоговым органам отводится на это всего 15 дней, тогда как в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года. В отличие от судебного процесса, заявителю жалобы не нужно будет оплачивать государственную пошлину - его жалоба в досудебном порядке рассматривается бесплатно".
Предусматривается также введение такого института, как гарантия для налогоплательщиков на дополнительное обжалование. Пройдя один этап досудебного обжалования, налогоплательщик может (но не обязан) обратиться в вышестоящий орган - центральный аппарат налоговой службы, ФНС России. При этом и после обращения в ФНС у него сохранится возможность судебного обжалования решений, принятых в результате налоговых проверок.
Одним из дискуссионных пунктов законопроекта является возможность участия налогоплательщика в процедуре рассмотрения его жалобы. Разработчики проекта поясняют, что участие заявителя в рассмотрении жалобы не планируется, так как выяснение обстоятельств дела в этом случае очень сильно растянется. С другой стороны, право налогоплательщика высказаться по волнующим его вопросам может быть чрезвычайно важным для процесса разрешения спора, и это признается большей частью экспертов.
Они же отмечают, что в досудебном урегулировании налоговых споров даже не так важно применение самой процедуры медиации, как владение представителем налогового органа навыками медиации. Цисана Шамликашвили полагает, что было бы более целесообразно внедрять элементы медиации и медиативный подход даже на уровне регламентов, которые будут описывать порядок общения с налогоплательщиками. Это, по ее мнению, создаст основу для доверия граждан к налоговой системе и государственным институтам в целом.