25.02.2013 15:54
    Поделиться

    Компании СЗФО будут экспортировать в Японию IT-технологии

    При словах "российско-японское сотрудничество" на ум приходят крупные долгосрочные инвестиционные проекты - заводы "Ниссан" и "Тойота" в Петербурге, "Мицубиси" в Калуге, "Хитачи" в Твери, предприятия добывающей отрасли на Дальнем Востоке. Но среднему и малому японскому бизнесу по-прежнему сложно преодолевать технические и бюрократические барьеры в России. О том, какие меры принимаются для упрощения совместной работы двух государств, "РГ" рассказал директор Санкт-Петербургского представительства японской организации по развитию внешней торговли "Джетро" (JETRO) Дзюн Такахаси.

    Господин Такахаси, чем именно привлекательная Россия для японского бизнеса?

    Дзюн Такахаси: В 2011 году объем торговли между странами (включая импорт и экспорт) составил 30 миллиардов долларов. Это рекордная сумма за всю историю наших отношений. Приоритетным направлением остается автомобильная промышленность. В Петербурге, например, присутствуют не только "Тойота" и "Ниссан", но и некоторые производители автокомпонентов и японские логистические компании. Можно сказать, что японские предприятия, включая все связанные с ними производства, вносят огромный вклад в образование новых рабочих мест в северо-западном регионе. Формирование автомобильного кластера (я говорю не только о японских автомобильных заводах) привлекает и менее крупных инвесторов. Это огромный рынок, ведь автомобиль состоит из 20-30 тысяч деталей. В этом году еще несколько японских компаний из сферы логистики и производства автокомпонентов открывают свои представительства в Петербурге. Но если корпорациям-гигантам несложно устроиться в российской бизнес-среде, то фирмы меньшего "калибра" встречаются со множеством барьеров, в том числе бюрократических. Именно их снижение может оздоровить экономику региона и страны.

    О каких именно барьерах идет речь?

    Дзюн Такахаси: Это лучше всего иллюстрирует исследование Всемирного банка "Doing business - 2013", проведенное в 185 странах мира. Этот рейтинг отражает благоприятность инвестиционного климата, опираясь на ряд критериев. Например, по параметру "доступ к электросетям" Россия в 2012 году была на 183-м месте из 185, по разрешению на строительство на 178-м, В исследовании 2013 года по электросетям и разрешению на строительство страна осталась на прежних местах, по старту нового бизнеса поднялась на 10 пунктов вверх, а по получению кредита, напротив, опустилась до 104-й позиции.

    И все же по сравнению с 2000-ми годами инвестиционный климат в России изменился в лучшую сторону. Три года назад был упрощен визовый режим для иностранных высоковалифицированных специалистов. Правда, касается это российских юридических лиц, а у представительств зарубежных компаний по-прежнему возникают сложности. Сейчас мы тесно сотрудничаем с УФМС - буквально на прошлой неделе мы проводили мониторинг среди японских компаний, работающих в Петербурге. В анкете им предлагалось указать, какие проблемы их больше всего беспокоят при работе в России. Все вопросы перечислять не буду, скажу только, что в 2009 году они занимали 3-4 страницы, а в этом году уже только одну. Значит, прогресс есть.

    Есть ли еще отрасли, привлекательные для японского бизнеса в России, помимо автомобилестроения?

    Дзюн Такахаси: В основном добывающая промышленность - газ, нефть. На Дальнем Востоке есть проекты совместного строительства заводов по японским технологиям. В других регионах - Петербурге, Подмосковье, Поволжье - японцы создают свои производства. Мы хотим помочь привлечь к инвестициям в Россию средние и малые предприятия, что существенно расширит взаимовыгодное сотрудничество. Если говорить об экспорте в Японию из Северо-Западного региона, то главным "товаром" следует назвать IT-технологии. Сейчас японская сторона ведет переговоры с несколькими российскими компаниями-разработчиками о совместных проектах. У России большой потенциал и опыт в области облачных технологий. "Джетро" помогала открыть офис в Японии крупной российской IT компании. Недавно в Петербурге появилось представительство японской компании-разработчика компьютерных игр. Ведутся переговоры о сотрудничестве с российскими компаниями-разработчиками программного обеспечения.

    Насколько применима в России японская модель управления бизнесом?

    Дзюн Такахаси: Вряд ли можно сказать, что сегодня на предприятиях существует классический японский стандарт - вследствие глобализации механизмы управления унифицировались, впитали в себя что-то из других стран. Стандарт стал общемировым. Кстати, и у россиян можно многому научиться - у вас большой творческий потенциал - если перед российским сотрудником поставить цель, то он может придумать массу способов ее достичь.

    иректор петербургского представительства японской организации по развитию внешней торговли "Джетро" Дзюн Такахаси
    Поделиться