22.02.2013 13:08
    Поделиться

    Конкуренция на рынке мобильных финансовых услуг обостряется

    Конкуренция на рынке мобильных способов оплаты с каждым годом становится острее, и в ближайшее время эта тенденция будет только усиливаться. Традиционные финансовые учреждения могут столкнуться с серьезной конкурентной борьбой со стороны небанковского сектора, особенно если IT-компании сформируют мощные стратегические альянсы. К таким выводам пришли эксперты исследовательской компании DB Research, входящей в состав Deutsche Bank Group.

    В опубликованном на сайте компании материале "Платежные войны - атака интернет-гигантов" исследователи отмечают, что появлению такой конкуренции способствует быстрая адаптация мобильных устройств и веб-технологий для совершения оплаты товаров и услуг. Кроме того, как подчеркивается в отчете, в мире растет административное давление на финансовый сектор. В связи с экономическим и долговым кризисом в разных странах ужесточаются нормативные требования к банкам, при этом репутационные риски крупнейших мировых финансовых институтов растут. Все это может привести к тому, что многие банки "не смогут постоянно оставаться на острие научно-технического прогресса" и рискуют окончательно уступить пальму инновационного первенства компаниям из других сегментов экономики. По мнению аналитиков, свое влияние на рынке стандартизированных финансовых услуг будут оказывать такие компании, как Google, Apple, Amazon, PayPal и Facebook.

    В DB Research уверены, что многие IT-компании сегодня имеют достаточную ликвидность и уровень подготовки персонала для того, чтобы приступить к столь амбициозным экспериментам на рынке веб-технологий. У банков же ситуация иная - если проект не удается, у них зачастую не бывает возможности оперативно переориентироваться и привлечь новое финансирование. По мнению экспертов, чтобы предотвратить угрозу острой конкурентной борьбы, банкам следует уже сейчас провести структурные изменения в своих бизнес-процессах и закрепиться на рынке мобильных финансовых услуг. При этом главным конкурентным преимуществом банков авторы отчета называют возможность сочетать проверенные традиционные знания с новыми требованиями рынка.

    - Лично мне не совсем понятны выводы этого исследования. Да и цель исследования как-то тоже несуразно описана, - считает аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян. - Необходимо понимать, что в экономике в широком смысле существуют два сектора - реальный и сектор услуг, причем последний по идее должен способствовать более динамичному развитию первого. При этом в секторе услуг существует несколько специфических сегментов, одним из которых и является банковский сектор. Как известно, основная функция банковского сектора в финансовой системе любой страны с рыночной экономикой - аккумулирование денежных средств и справедливое их распределение в национальной экономике во имя поддержания экономического роста. Но это, как правило, бывает только в идеале. На деле же практически все страны мира отходят от такой модели и многие банки в этих странах злоупотребляют ролью регулятора денежных потоков. Однако такой функции, как способствование техническому прогрессу у банковского сектора просто нет - это скорее в компетенции ИТ-компаний и различного рода НИИ.

    По мнению старшего аналитика аналитического департамента компании "Альпари" Дарьи Желанновой, в сфере предоставления финансовых услуг действительно усиливается конкуренция, выигрывать в которой банкам становится все труднее. Тем не менее, даже несмотря на то, что требования к традиционным финансовым учреждениям становятся все более высокими, им придется вкладывать средства в развитие новых продуктов, чтобы не потерять позиции на рынке, считает эксперт. В любом случае, по словам Желанновой, процесс передела этого сектора не будет молниеносным. К тому же процент пользователей передовыми технологиями в финансах традиционно не так высок, в том числе, в России, где подавляющий процент граждан не обладает соответствующим знаниями и навыками. Так что у банков есть достаточный запас времени для соответствующих инвестиций.

    Поделиться