19.02.2013 11:50
    Поделиться

    Нижегородский прокурор: Чиновники "забывают" декларировать доходы

    Почему чиновники все время "забывают" задекларировать свое имущество, а самые лакомые земельные участки продаются за подозрительно низкие суммы? Как заставить коммунальщиков "вылизывать" город и в первую очередь думать о качестве услуг, а не о том, чтобы побольше собрать денег с населения? На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил прокурор Нижегородской области Константин Кожевников.

    Константин Михайлович, министру развития предпринимательства Нижегородской области Денису Лабузе по вашему представлению вынесено замечание за допущенный конфликт интересов. Вместе с тем федеральное законодательство предполагает за такое нарушение санкции вплоть до увольнения. Прокомментируйте ситуацию, насколько адекватно понесенное чиновником наказание?

    Константин Кожевников: Действительно, мы провели проверку исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности членов правительства и региональных министров. Установлено, что Денис Лабуза, являясь председателем комиссии по рассмотрению вопросов предоставления финансовой господдержки из областного бюджета, участвовал в принятии решений о ее выплате ЗАО "Нижегородский гофрокартонный завод". При этом акционером предприятия является его мать. Также чиновник способствовал перечислению денег ООО "ДиСиКон", где одним из учредителей выступает его знакомый и бывший партнер по бизнесу.

    Кроме того, Лабуза представил недостоверные сведения о своих доходах и имуществе за 2011 год. Он не указал доходы, полученные им в коммерческих организациях, где он до назначения на должность министра являлся учредителем. Мы внесли представление губернатору с требованием привлечь чиновника к ответственности, что и было сделано.

    Но гражданско-правовое управление правительства области считает, что конфликта интересов вообще не было. И, видимо, поэтому чиновнику вынесено только замечание.

    Константин Кожевников: Это их право так считать, по закону мы не можем определять размер санкции или как-то оспаривать их решение. Я вынесение замечания считаю адекватным наказанием. Это первое нарушение такого рода у этого министра, поэтому ему объявлено замечание и он лишен премии. Дисциплинарное взыскание вкладывается в личное дело, влияет в будущем на такие вопросы, как награждение, продвижение в кадровом резерве и прочее. Если будет повторное нарушение, можно ставить вопрос об увольнении. А конкретно в этой ситуации мы столкнулись все-таки с проблемой некорректной декларации, а не с коррупцией.

    А вообще, как часто чиновники "забывают" указать свое имущество или доходы?

    Константин Кожевников: Подобные нарушения носят весьма распространенный характер. Как правило, чиновники забывают указывать имеющееся у них или членов их семей недвижимое имущество и транспортные средства. По всем выявленным фактам прокурорами принимаются меры реагирования. К тому же по новому закону чиновникам с этого года придется декларировать и расходы.

    Отмечу еще один любопытный момент. Раньше, если подобного рода нарушения допускали главы муниципалитетов, мы вынуждены были направлять представления о привлечении к ответственности им же. Понятно, что это неправильно. Проанализировав ситуацию, внесли предложение губернатору исправить указ о противодействии коррупции, он согласился. Теперь вопросы по главам районов рассматриваются на заседаниях антикоррупционного совета при главе региона, первым "на ковер" в начале февраля вызывали главу администрации Сарова.

    Он в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2007-2010 годы не указал договоры займа с одной из лизинговых компаний на сумму более 30 миллионов рублей, а также реквизиты банковского счета, через который производились расчеты по договорам.

    По обращению заместителя полпреда Алексея Сухова вы проводили проверку законности предоставления земельных участков под жилищное строительство в Нижнем Новгороде. По ситуации с участком в границах улиц Горького, Ильинская, Новая и площади Горького материалы направили в ГУ МВД по региону, каковы результаты проверки?

    Константин Кожевников: Проверка еще не закончена, она сложная, надо исследовать экономические документы, бухгалтерию, проанализировать, как тратились деньги на расселение ветхого жилья за счет бюджета и как потом проводился аукцион по выделению этого участка инвестору. Напомню, на формирование участка и его освобождение от ветхого фонда из бюджета потратили более 370 миллионов рублей. При этом за сам участок инвестор заплатил лишь чуть более 84 миллионов. Представляется, что такой лакомый кусок земли в самом центре Нижнего Новгорода может стоить дороже, а расселение ветхого фонда возможно за счет инвестора.

    Мы посчитали, что МВД затягивает проверку, внесли представление, несколько работников привлечены к ответственности за волокиту.

    Важно при этом сделать так, чтобы в будущем избежать подобных проблем. Для этого надо принять на уровне области нормативный акт, регламентирующий единый подход к методике определения начальной цены аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории. Инициатива прокуратуры поддержана руководством региона, в настоящее время ведется разработка документа, определяющего такую методику.

    В прошлогоднем интервью "РГ" вы заявили, что собираетесь заставить чиновников "полюбить свой город", больше внимания уделять вопросам благоустройства и ЖКХ. Ситуация, на ваш взгляд, стала лучше?

    Константин Кожевников: В 2012 году нарушения в этой сфере исчислялись тысячами и носили массовый характер. Представьте, только в Нижнем Новгороде их выявлено более 2,5 тысячи, более 500 физических и юридических лиц по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности.

    Такую ситуацию необходимо было срочно менять. В конце прошлого года мы провели расширенное межведомственное совещание, отметили конкретные недостатки в работе ответственных служб. Например, выяснилось, что нагрузка на одного дворника в городе - территория размером с несколько футбольных полей, а получает он копейки - 7 тысяч рублей.

    Некоторые считают, что ЖКХ, благоустройство - это не работа прокуратуры, дескать, надо более серьезными вещами заниматься. Но именно по этим проблемам мы получаем больше всего жалоб и через Интернет, и на "горячую линию". При этом если раньше только каждая седьмая жалоба признавалась обоснованной, то сейчас уже каждая четвертая.

    Например, был случай в Ленинском районе, когда по нашему требованию ликвидировали стихийную свалку за три часа. В 19.30 я увидел сюжет по телевизору, а к полуночи все вывезли. На место выехал прокурор, глава района, домоуправляющей компании (ДУК).

    Получается такая уборка города в ручном режиме, в режиме кризисного управления, почему не удается выстроить систему?

    Константин Кожевников: Действительно, пока на многие казалось бы элементарные вещи приходится постоянно указывать. Например, объясняем ДУКам как правильно чистить дороги -  какую трассу сколько раз надо чистить, как быстро убирать тротуар, какие есть нормативы, ГОСТы. Многие их не знают или делают вид.

    По-прежнему остается сложной обстановка на придомовых территориях - то есть сфера ответственности как раз ДУКов. Большинство претензий все-таки к ним. По нашему представлению несколько руководителей были отстранены от должности, последний пример - Советский район. Вообще, хотим выработать у руководителей ДУКов такое отношение к делу: за каждый потраченный рубль - качественная услуга.

    Кстати, чтобы город имел на них влияние, по нашему предложению вопрос приватизации оставшихся 25 процентов акций ДУКов Нижнего Новгорода был снят с рассмотрения городской Думы.

    Вы сказали, что стали удовлетворять больше жалоб, чем раньше. Тем не менее, в "кухонных" разговорах волокита любых органов власти - вечная тема. Как с этим бороться?

    Константин Кожевников: У нас создана мобильная группа, которая выезжает в районы специально для того, чтобы проанализировать, как там работают по жалобам. Причем как наши сотрудники, так и власти. За последние полтора года у нас сменилось уже около 30 районных прокуроров, с несколькими расстались как раз из-за того, что неправильно была выстроена работа по обращениям населения.

    Когда приезжаем в район, я, допустим, проверяю работу прокуратуры по жалобам, мой помощник идет в администрацию муниципалитета, смотрит как там организована работа по жалобам со стороны чиновников. Сейчас у нас есть право привлекать их за волокиту к административной ответственности. Практически каждый выезд мобильной группы кончается представлением в адрес местных властей. И эта работа дает результаты - недавно вторично приезжали в Выксу, большая часть жалоб рассматривается оперативно.

    Мобильная группа у нас выезжает по распоряжению, четкого графика нет, можем и дважды в неделю. В зависимости от того, какие сигналы поступают с мест.

    В прошлом году прокуратура проводила массовую проверку исполнения закона при эксплуатации газового оборудования после того, как более десяти человек погибли от отравлений. Однако этой зимой отравления вновь происходят. Что было сделано за прошедшее время, какие проблемы еще надо устранить?

    Константин Кожевников: Мы выявили свыше 800 нарушений при эксплуатации газового оборудования в многоквартирных домах, в работе домоуправляющих организаций, ТСЖ и специализированных организаций, направили более 250 заявлений в суд. Полагаю, нам удалось обратить внимание на проблему не только общественности, но и властей.

    По нашему требованию управляющие компании и ТСЖ заключили договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение со специализированными организациями. В районных администрациях Нижнего Новгорода создали специальные комиссии, которые проводили обходы, проверили 70 процентов квартир. В эту зиму смертей к счастью нет, это уже результат, хотя и были случаи отравления.

    Вместе с тем, приходится констатировать, что сами граждане не стремятся исполнять требования закона и заключать договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Отравления угарным газом зачастую происходят по вине собственников квартир, проконтролировать всех вообще почти невозможно.

    Также в прошлом году возбуждено несколько дел, связанных  с отравлением людей бытовым газом. По некоторым из них расследование еще не окончено. Прокуратурой Московского района в конце декабря в суд направлено уголовное дело по факту гибели от отравления трех жителей. Обвинение предъявлено директору домоуправляющей компании ООО "Восток-II" по части 3 статьи 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

    Каковы итоги проекта "Территория без наркотиков" в Ленинском районе, где он стартовал раньше других. Есть ли положительные результаты в других районах?

    Константин Кожевников: К сожалению, кроме Ленинского района хорошо проект у нас пошел разве что на Бору, в других территориях таких выдающихся результатов пока нет. Тут многое зависит от личности прокурора, в Ленинском районе у нас был активный сотрудник (сейчас он переведен в областную прокуратуру). Мы отправляли его в Санкт-Петербург изучать их опыт, кое-что переняли, начали работать.

    В Ленинском районе за 2012 год в сфере незаконного оборота наркотиков зарегистрировано 305 преступлений (в 2011 году - 576). При этом количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось с 496 до 236. Дело в том, что такие преступления часто совершают именно наркоманы, которым нужны деньги на очередную дозу.

    Активную помощь в выявлении и раскрытии преступлений оказали нижегородцы. В крупных торговых и развлекательных центрах мы установили ящики для анонимных обращений, а также открыли "горячие линии" в прокуратурах для звонков. И жители звонили, сообщали адреса наркопритонов и сбытчиков наркотиков. По результатам проверки поступивших сообщений возбуждено более 60 уголовных дел, только в Ленинском районе при реализации проекта выявлено 14 наркопритонов. По области привлечены к уголовной ответственности 10 сотрудников правоохранительных органов.

    А теперь позвольте задать вопросы от читателей "РГ". Людмилу Тарасову из Дальнеконстантиновского района волнует, почему местная администрация, решившая закрыть их котельную, "принуждает устанавливать в квартирах индивидуальное газовое отопление". Законны ли такие действия?

    Константин Кожевников: Согласно статье 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

    Поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, то ее реконструкция, демонтаж возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, вопрос о переходе на индивидуальное отопление может быть решен только на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. До получения согласия всех жителей демонтаж центрального отопления в доме и его отключение от котельной недопустимо.

    Указанные вопросы требуют проверки, в связи с чем обращение Людмилы Тарасовой направлено для разрешения в прокуратуру Дальнеконстантиновского района.

    В рамках рассмотрения обращения запланировано проведение обследования дома с привлечением специалистов жилищной инспекции на предмет технического состояния вентканалов и дымоходов.

    Второй вопрос от нее же: "19 июня 2012 года мне опломбировали счетчик на воду, выдали акт приемки и взяли за это 822 рубля. Имел ли ДУК на это право?"

    Константин Кожевников: Действующее законодательство не предусматривает право управляющих организаций взимать плату за ввод в эксплуатацию прибора учета воды.

    Действия по опломбированию индивидуальных приборов учета воды не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах управляющей либо ресурсоснабжающей организации с целью исключения фактов несанкционированного доступа к приборам учета. Взимание платы  за подобные "услуги" противоречит Закону РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей".

    Кроме этого, неправомерность действий управляющих и ресурсоснабжающих организаций по взиманию такой платы подтверждена судебной практикой, сложившейся в Нижегородской области.

    Указанному вопросу также будет дана надлежащая оценка в рамках рассмотрения обращения Людмилы Тарасовой.

    Ларин Н.В. из Нижнего Новгорода пишет: "С 2009 года по настоящее время во втором подъезде дома №140 по улице Горького отсутствует циркуляция воды в системе горячего водоснабжения. Неоднократно обращались во все возможные организации, в том числе в прокуратуру района, Роспотребнадзор, жилищную инспекцию области, на сайт губернатора. Жилищная инспекция на заявление от 15 ноября 2012 года даже не ответила". Как можно повлиять на коммунальщиков?

    Константин Кожевников: 31 января 2013 по указанному адресу проведена проверка с привлечением специалиста государственной жилищной инспекции, в ходе которой установлено, что температура горячей воды не соответствует нормативным значениям.

    В настоящее время прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода рассматривается вопрос о принятии по данному факту мер прокурорского реагирования.

    По закону письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.

    За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан ст. 5.59 КоАП РФ установлена административную ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

    В связи с этим, по поступившему сообщению о ненаправлении ответа на обращение жильцов дома №140 по улице Горького, направленному в жилищную инспекцию 15.11.2012, в настоящее время организована проверка, по результатам которой будет решен вопрос о наличии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

    Кроме того, с учетом поступающих жалоб граждан на неполучении ответов из Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, прокуратурой области в первом полугодии 2013 года запланирована проверка соблюдения данным органом требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

    Куда обратиться с жалобой

    Дежурный прокурор:

    тел: +7 (831) 461-85-29

    факс: +7 (831) 461-85-26

    Телефон доверия: +7 (831) 423-33-23

    E-mail: proc-nn@yandex.ru.

    Поделиться