19.02.2013 11:15
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как в ЦФО справились с увеличением финансовых обязательств

    С 2013 года часть расходов федерального бюджета на социальную сферу переложена на нижестоящие бюджеты. Практически полностью на плечи регионов легло бремя затрат на образование, науку, здравоохранение, транспорт. Кроме того, Центром передан ряд полномочий, большая часть которых связана с различными надзорными функциями в сфере экологии, лесоустройства и других.

    Изменение логики межбюджетных отношений вызвало сомнения, что субъекты РФ справятся с возросшими финансовыми обязательствами. Корреспонденты "РГ", опросив чиновников и депутатов, убедились, что в регионах ЦФО увеличение финансовых обязательств не вызвало серьезных проблем, хотя и заставило власти искать новые подходы для повышения доходов и минимизации расходов казенных средств.

    В поиске эффекта

    Принимая бюджет на 2013 год и последующий двухлетний плановый период, белгородские депутаты подчеркивали: несмотря на рост обязательств, власти субъекта не отказываются от важных социальных программ. Передача ряда полномочий из федерального центра и муниципалитетов на уровень субъекта повлекла за собой логичное увеличение расходов по ряду направлений. При этом даже при софинансировании из государственной казны региону приходится использовать на эти цели свои деньги. Именно поэтому областные власти решили: если тратить - то тратить эффективнее.
    Замначальника департамента финансов и бюджетной политики Андрей Изварин, говоря о расходной части бюджета-2013, отметил: 52,7 процента расходов будут направлены на социальную сферу.

    - Основной прирост затрат произойдет за счет увеличения зарплат работникам бюджетных учреждений, - отметил он, добавив, что только эта статья увеличивает расходную часть бюджета на 2,7 миллиарда рублей.

    По словам Андрея Изварина, средняя зарплата учителей уже доходит до средней по экономике. Однако, помимо этого, существенные изменения оплаты труда - почти в полтора раза - в 2013 году ожидают и педагоги в детских садах.

    Замначальника департамента финансов и бюджетной политики Александр Чернявский, говоря о доходах бюджета-2013, отметил: существенную часть поступлений региональной казне обеспечит земельный налог, который подрастет благодаря новой кадастровой оценке. К тому же, есть еще несколько способов пополнить казну - к примеру, увеличить базу налогооблагаемого имущества, земель, создать условия для выхода малого бизнеса из тени, а также путем заимствований. Но даже несмотря на растущий госдолг региона - а в настоящее время он превышает 34,7 миллиарда рублей - социальные программы все равно не свернут.

    Председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике белгородской облдумы Николай Незнамов уверен, что бояться долгов не стоит. Но, рассуждая о социальной направленности бюджета, он задает неожиданный, но резонный вопрос:

    - А надо ли нам сейчас раскручивать некоторые социальные программы, за которыми мы, по сути, скрываем поощрение иждивенчества? Мы можем взять любую составляющую бюджетной сферы: будь то образование, культура или здравоохранение... Абсолютно убежден, что в этих отраслях работает 30 процентов "лишних" сотрудников. А если мы говорим об эффективности, то должны пересмотреть экономические критерии оценки их работы. Людям нужно внятно разъяснить, при каких условиях они могут получать достойную зарплату, и избавиться от иждивенцев. Однако за эту нужную, но непопулярную работу никто пока не хочет браться, проще всем добавить по 600-700 рублей.

    На Белгородчине при оценке работы бюджетных учреждений будут опираться на мнение общественности

    Над этим же вопросом задумался и начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик.

    - Мы будем оценивать эффективность работы бюджетных учреждений, но делать это, прежде всего, опираясь на мнение общественности.

    К слову, белгородские власти уже начали проверку детских садов. Как выяснилось, очень многие из них заполнены на 60-70 процентов - значительная часть воспитанников остается дома, по болезни или семейным обстоятельствам. Однако питание детей бюджет оплачивает практически в полном объеме - его, как правило, заказывают и на отсутствующих. Владимир Боровик уже заявил, что ситуацию нужно изменить, предложив воспитателям систему стимулов для стабильно высокой посещаемости детсадов. Иначе затраты на эту сферу так и останутся неэффективными.

    Знают, откуда взять

    В орловском правительстве к перераспределению полномочий с федерального уровня отнеслись спокойно. По словам руководителя облдепартамента финансов Валентины Щипковой, с 2013 года на областной уровень передано лишь финансовое обеспечение учреждений санитарно-эпидемиологического надзора. Объем финансирования по этой расходной статье составляет 1,4 миллиона рублей. Сумма в масштабах бюджета, который в этом году по доходам составит 24,9 миллиарда, небольшая. Поэтому власти говорят, что на региональной казне изменения практически не отразятся.

    Тем более что все изменения в регионе предусмотрели при формировании главного финансового документа. Как отметила Валентина Щипкова, сам бюджет впервые верстали по новой методике. Он является программным, то есть его составляли с учетом действующих в регионе госпрограмм. Многие из них получают софинансирование из федерального бюджета, причем по сравнению с прошлым годом их количество возросло.

    - В 2012 году на таких условиях у нас проходила реализация 17 региональных программ, - сообщила корреспонденту "РГ" Валентина Щипкова. - Наибольший объем федерального софинансирования - 2,4 миллиарда - пришелся на программу подготовки и проведения празднования 450-летия основания города Орла и программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

    Между тем в текущем году федеральный центр поможет Орловщине с реализацией 21 программы. В частности, впервые в регион придут средства на поддержку овощеводства и картофелеводства, молочного скотоводства и племенного свиноводства, а также на создание информационного сообщества. Как отмечают в правительстве, этот список не окончательный. По ряду программ все еще идут переговоры с профильными министерствами. И областные власти надеются, что вместе с расширением списка увеличится и объем привлеченных средств.

    - По предварительной оценке, из федерального бюджета на реализацию программ в текущем году поступит свыше 4,3 миллиарда рублей, - пояснила Валентина Щипкова. - В прошлом же общий объем привлеченных средств превысил 3,1 миллиарда.

    В то же время Орловщина остается дотационным регионом, хотя суммы собственных доходов и пришедших из Москвы средств ежегодно примерно равны. Расходная часть местной казны составит 28,4 миллиарда рублей, то есть дефицит ощутим. Однако в правительстве говорят, что уже знают, откуда взять деньги.

    - Рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2012 годом планируется в размере девять процентов, - пояснила Валентина Щипкова. - Кроме того, помимо суммы на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а это 4,035 миллиарда рублей, в федеральном бюджете запланирована дотация на обеспечение сбалансированности регионального бюджета в объеме 282,6 миллиона рублей. Также ожидается привлечение коммерческих кредитов в объеме 4,5 миллиарда.

    Дальше - больше

    Не стала неожиданностью передача ряда обязательств на уровень региона и в Смоленской области. Тем более что в 2012 году этот процесс начался досрочно - с системы здравоохранения. Но здесь власти уже переживают о будущих изменениях.

    "Сначала нас освободили от необходимости выделять средства на софинансирование полиции, но взамен полностью передали службу занятости, среднее профессиональное образование", - напоминает заместитель губернатора Смоленской области Игорь Скобелев. А с 2014-го, по его словам, администрации перейдут полномочия по выплате зарплаты работникам дошкольных учреждений.

    - То есть вся зарплатоемкая социальная сфера окажется на попечении регионального бюджета, - отмечает чиновник. - В будущем году, кроме того, казна потеряет те 20 процентов поступлений от аренды земли в городах Смоленск и Десногорск, которые мы имеем сейчас. При этом нам необходимо накапливать финансовые ресурсы для исполнения указов президента, связанных с постепенным повышением заработной платы в отдельных отраслях.

    В условиях предельного дефицита эти обстоятельства не могут не создавать определенную напряженность. По словам Игоря Скобелева, одной из основных причин разбалансировки бюджета стало создание дорожного фонда, средства которого не могут быть использованы для решения каких-либо проблем, за исключением отраслевых. Объем фонда в этом году превышает четыре миллиарда рублей, при том что в 2011 году в области направили на эти же цели около полутора миллиардов.

    - В минфине обсуждали вопрос о том, чтобы оказать помощь регионам, где расходы на эту отрасль в связи с созданием дорожного фонда увеличились более чем полтора раза, но к практическим решениям это не привело, - напомнил Игорь Скобелев.

    Он признал, что, по оценке Министерства финансов РФ, финансовая ситуация в регионе в связи со всем перечисленным складывается неблагоприятно, и в 2012 году Смоленщине была выделена дотация на сбалансированность бюджета в объеме около 200 миллионов рублей, а в нынешнем - около 150 миллионов.

    - Этого недостаточно, и при всем желании заняться сокращением и без того немалого государственного долга, нам пришлось принимать предельно дефицитный бюджет, - заметил вице-губернатор. - Кроме того, мы вынуждены полностью прекратить процесс передачи налоговых поступлений муниципальным районам, и даже забрали те 20 процентов налога на имущество организаций, которые отдали раньше.

    И местным досталось

    Интересно, что в Липецкой области в то же самое время, напротив, ждут роста доходов муниципальных бюджетов примерно на 10 процентов, прежде всего, за счет передачи на этот уровень десяти процентов акцизов на бензин, отмены льгот по местным налогам, установленных на федеральном уровне (в первую очередь, речь идет о земельном налоге) и повышения ставки транспортного налога для дорогих автомобилей. Также полностью в бюджеты районов и городских округов будет зачисляться налог индивидуальных предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения.

    По словам начальника управления финансов Вячеслава Щеглеватых, среди других источников формирования местных бюджетов - административные штрафы за правонарушения в сфере благоустройства. Кроме того, в рамках ежегодной индексации повышаются ставки акцизов: на алкогольную продукцию - на 33 процента, на пиво - на 25, на бензин - в среднем на 20, на дизельное топливо - в среднем на 40, на масло для дизельных и карбюраторных двигателей - на 23. За счет этого вырастут доходы всего консолидированного бюджета.

    В то же время, несмотря на прогнозируемый рост доходов муниципалитетов, бюджет области по-прежнему будет дефицитным. Закрывать прорехи планируется за счет кредитов из федерального центра, кредитных организаций и размещения ценных бумаг. А расходы в регионе - почти как у всех. Более 60 процентов средств составят затраты на исполнение социальных обязательств.

    Поделиться