18.02.2013 23:40
    Поделиться

    Процедура приватизации арендуемых бизнесом помещений станет проще

    Малый и средний бизнес нуждается в имущественной поддержке со стороны государства и местного самоуправления. Наш комитет рассмотрел и одобрил в первом чтении законопроект "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Документ подготовлен минэкономразвития и, на наш взгляд, будет способствовать решению этого вопроса.

    В краткосрочной перспективе законопроект достаточно надежно защищает интересы частного бизнеса. Его нормами скорректирован ряд моментов, связанных с процедурой приватизации государственной и муниципальной недвижимости малым и средним бизнесом. Проектом предлагается упростить процедуру, которая позволяет МСП приватизировать арендуемую ими государственную и муниципальную собственность на выгодных для них условиях.

    Расширяются возможности предпринимателей проводить данную процедуру на внеконкурсной основе. Так, действующий 159-й федеральный закон позволяет органам власти формировать перечни государственного и муниципального имущества в целях предоставления его в аренду субъектам МСП. При этом ни при каких обстоятельствах оно не подлежит отчуждению в частную собственность каких-либо коммерческих структур. Проектом предлагается предоставить права субъектам МСБ, арендующим данное имущество, по своей инициативе его приватизировать.

    Кроме того, упрощены условия, на которых предпринимателям предоставляется преимущественное право выкупать арендуемую ими недвижимость. Согласно 159-ФЗ, предприниматели могут приватизировать имущество, которое находилось в их временном пользовании или временном владении как минимум два года на момент вступления данного закона в силу (5 августа 2008 г.). В законопроекте закреплена иная точка отсчета двухгодичного периода - 1 сентября 2012 г. Срок действия самого закона предлагается продлить до 1 июля 2015 года.

    Предпринимателям предоставлено право самолично, по своей инициативе направлять заявления в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления на приобретение государственного или муниципального имущества, которое находится в их временном владении либо временном пользовании.

    В то же время закрепление всех перечисленных норм без внесения ряда других не менее важных норм сослужит плохую службу как самому МСБ в долгосрочной перспективе, так и органам местного самоуправления. Во-первых, такой подход к вопросу отчуждения государственной и муниципальной недвижимости ведет к сокращению имущественной основы местного самоуправления.

    Упущены из внимания интересы органов местной власти, в частности, не учитываются конституционно закрепленное право на высокую степень самостоятельности местного самоуправления в вопросах распоряжения муниципальной собственностью и возможность ее принудительного отчуждения только по решению суда.

    Законопроект не предусматривает какого-либо волеизъявления региональной и муниципальной власти на отчуждение малыми и средними предприятиями недвижимого имущества, не предполагает согласования с органами власти данного вопроса, а также возможности судебной защиты имущественных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Вообще судебный контроль прописан в проекте односторонне. Право защищать свои интересы в суде предусмотрено в тексте только в отношении предпринимателей. Аналогичное право для органов местного самоуправления не закреплено. Никак не обеспечиваются гарантии сугубо целевого использования предпринимателями приватизированных объектов, и здесь опять же не предусмотрен судебный контроль.

    Наконец, еще одно принципиальное замечание к проекту. Расширение сроков и случаев, когда предприниматели могут реализовать преимущественное право по выкупу арендуемого имущества, может усложнить возврат в распоряжение муниципалитетов недвижимого имущества после истечения срока его аренды бизнес-структурами. В случае его приватизации субъектами МСБ такое имущество уже не может быть использовано органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей населения (например, создание детских садов, центров для работы с детьми и молодежью, и т.д.), но и для передачи в аренду иным предприятиям МСБ, нуждающимся в этом имуществе для развития своей деятельности.

    Получается, что в проекте нет никаких рычагов, сдерживающих процесс приватизации. Вкупе с отсутствием гарантий целевого использования имущества это может привести к дальнейшим перепродажам малыми и средними предпринимателями данной собственности более крупному хозяйствующему субъекту, в том числе монополисту. В итоге мы можем не получить достаточного прогресса в развитии МСБ на субфедеральных уровнях, на которое направлен законопроект. Кроме того, будут подорваны экономические основы местного самоуправления.

    Несмотря на все перечисленные недостатки, комитет рекомендует Госдуме принять законопроект в первом чтении. На самом деле посыл по укреплению имущественной базы малых и средних предприятий хороший. Важно выработать такую модель отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу предпринимателей, которая обеспечивала бы баланс интересов обеих сторон, а также работала на долгосрочную перспективу. Именно это нам предстоит сделать в процессе доработки проекта ко второму чтению.

    Поделиться