19.02.2013 23:10
    Поделиться

    Министерство культуры возвращает в кино "тематический план"

    Министерство культуры объявило открытый конкурс на создание игровых и документальных фильмов, которым государство окажет частичную финансовую поддержку.

    В сущности, это новая попытка ведомства возродить те формы государственного воздействия на наш кинорепертуар, которые успешно зарекомендовали себя в советской киноиндустрии: продюсер (в данном случае государство) готов вложить деньги в фильмы тех жанров и тематического круга, которые представляются ему важными, актуальными и способными привлечь массового зрителя. Перед нами своего рода "тематический план", который министерство готово поддерживать.

    В перечне тем, предлагаемых для разработки, мне кажется, есть много интересного, что в талантливом исполнении могло бы стать событиями нашей жизни. Нам напоминают о существовании таких практически забытых новорусским кино жанров, как семейная комедия, романтическая мелодрама, научная фантастика, байопик о современных историях успеха, молодежная драма и даже социально-производственная драма - этот жанр пользовался реальной популярностью в СССР, но теперь в кинокругах его предали осмеянию. И только недавно, с фильмами Бориса Хлебникова, он постепенно начал возвращаться на экраны ("Долгая счастливая жизнь", показанная в берлинском конкурсе, - типичная социально-производственная драма новых времен).

    В числе приоритетных направлений, которые готово финансово поддержать министерство культуры, - экранизации классики и современной литературы,  драмы о ценности человеческой жизни и ответственности каждого за свой выбор, о людях науки. О толерантности - качестве, которое напрочь исчезает из российского быта, причем, нередко, стараниями нашего кино, ставшего порой опасно нетерпимым, - такое кино не просто отражает агрессивность общества, но и ее легализует, штампует, умножает. Так что напоминание о необходимости лечить общество от этой нетерпимости - в том числе и средствами кинематографа - более чем актуально. Есть "целевые" установки, которые мне кажутся важными. Важно, например, подтолкнуть фантазию творцов к популярной во всем мире теме жизни людей с ограниченными возможностями - жизни, часто граничащей с подвигом. В нашем кино эта тема не появлялась едва ли не со времен "Повести о настоящем человеке", но тогда она была связана с реальными событиями Отечественной войны. В дальнейшем кино старательно избегало этой темы, хотя даже последние параолимпийские игры показали такие "ограниченные возможности" наших атлетов, что впору позавидовать их силе духа и воле к жизни.

    В категории фильмов-дебютов государство готово оказать финансовую помощь, в частности, создателям картин на языках народов РФ. Это важно для развития национальных кинематографий, которые в последние годы обнаруживают впечатляющие потенции - как, например, кино Якутии, которое доселе практически не существовало.

    Скорее всего, новая инициатива министерства вызовет очередной град критики - в части нашей прессы уже вполне обозначилась тенденция отстреливать все, что идет от государства. Этот скепсис граничит с упертостью, а главное, в качестве альтернативы он предлагает некую утопию: мол, давай деньги, но не ставь условий. Между тем постсоветское кино уже вдоволь отведало плодов новой цензуры, которую жестко осуществляют продюсеры: подстраиваясь под "зрительский спрос", как они его понимают, частные инвесторы вкладывают деньги чаще всего в "коммерческие" проекты, работающие на понижение уровня как кино, так и его аудитории. Государство предпринимает попытки инициировать кинопроекты, которые могли бы вернуть кино способность не только потешать или ужасать публику, но и помогать людям найти свое место в активной созидательной жизни.

    Вот список лотов, предлагаемых новым конкурсом Министерства культуры на 2013 год:

    Игровое кино

    По 28 миллионов рублей государство готово выделить победителям, которые представят проекты на темы:

    1. Лирическая комедия о подвиге простых людей.
    2. Мелодрама о судьбах людей с ограниченными возможностями.
    3. Экранизация отечественной классики.
    4. Экранизация современного литературного произведения.
    5. К 400-летию Дома Романовых.
    6. Психологическая драма о научной, изобретательской деятельности.
    7. Драма о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной войны.
    8. Биографический фильм о современной истории успеха.
    9. Семейная комедия.
    10. Остросюжетная драма.
    11. Научно-фантастический фильм.
    12. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
    13. Социальная драма о ценности человеческой жизни и ответственности каждого за свой выбор.
    14. Фильм о толерантности и межнациональных отношениях в современном обществе.
    15. Фильм о поиске и воспитании истинных духовных и нравственных ценностей современной молодежи.
    16. Докудрама о подготовке к Олимпиаде 2014 г. в Сочи.
    17. Социальная драма о взаимоотношении отцов и детей.

    Для поддержки десяти проектов кинодебютантов государство выделяет по 25 миллионов рублей на следующие темы:

    1. Историко-биографический фильм.
    2. Социально-производственная драма.
    3. Романтическая мелодрама.
    4. Социально-психологическая драма о молодых ученых.
    5. Комедия из жизни нашего современника.
    6. Остросюжетная молодежная драма на современном материале.
    7. Фильм на национальном языке народов Российской Федерации.
    8. "Мелодрама о толерантности в современном обществе".
    9. "Полнометражный альманах, состоящий из нескольких дебютных новелл".
    10. "Драма о жизни и самореализации людей с ограниченными возможностями" .

    Отдельный лот предлагает открытый конкурс на право заключения государственного контракта на создание игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой на тему: "Юмористический киножурнал для детей". (12 выпусков по 10 минут). Цена вопроса - 25 миллионов рублей.

    Неигровое кино

    Всего 60 тем, которые можно сгруппировать в следующие разделы:
    1. Актуальные современные темы.
    2. История России:

    "Об истории Соловецких островов".
    "К 400-летию династии Романовых".
    "К 300-летию города Омска".
    "К 800-летию первого упоминания в летописях города Кострома".
    "К 100-летию арктических экспедиций".
    "К 100-летию единения России и Тувы и основания г.Кызыла".
    "К 150-летию Московского зоопарка" и др.
    3. История СССР:
    "К 80-летию эпопеи челюскинцев".
    "К 80-летию северного морского пути".
    "К 95-летию начала Гражданской войны в России (1918-1922 гг.)".
    "О тайнах отечественной дипломатии".
    4. Народы России, национальные проблемы
    5. Первая мировая война

    "К 100-летию Первой мировой войны".
    "Первая Мировая война - забытые имена" и др.
    6. Великая Отечественная война (всего 6 тем)
    7. Культура

    "К 250-летию Государственного Эрмитажа".
    "Об истории отечественного градостроительства - от русского зодчества до современной архитектуры".
    "К 50-летнему юбилею театра на Таганке".
    8. Персоны
    "О российском политике конца ХХ века".
    "К 100-летию со дня рождения композитора Т.Н.Хренникова".
    "К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова" и др
    9. Спорт
    "Всемирная Универсиада в Казани".
    "О паралимпийском движении".
    "О подготовке к Олимпиаде 2014 в Сочи".

    Мнения

    Александр Митта, кинорежиссер:

    - Мне эта идея нравится. Она напоминает мне времена, когда люди в кино работали под конкретные идеи. Кроме того, человек, который дает деньги, имеет право требовать за них что-то вполне реальное. Но я хочу понять, подо что будут даваться деньги. Если под намерения - это будут деньги на ветер. Если же у тебя есть законченный сценарий, который ты будешь снимать, есть команда, с которой ты работаешь, есть режиссерский сценарий и раскадровка - материалы, из которых можно понять, как будет от кадра к кадру развиваться твоя идея, - тогда это проект.

    Вадим Абдрашитов, кинорежиссер:

    - Я к этой инициативе отношусь позитивно. И есть надежда, что все это будет работать. Хочу думать, что эти тематические формулировки достаточно условны и трактоваться будут достаточно широко. Потому что в документе перечислен весь тот круг проблем и жанров, которыми кинематограф так или иначе занимается. Но я согласен: важно, что обратили внимание на многие забытые современным кино темы.

    Поделиться