14.02.2013 23:40
    Поделиться

    В России вводится единый телефон экстренных служб

    Судьба "спасительной" четверки - номеров 01, 02, 03, 04 - предрешена. Они будут отправлены в отставку. Правда, случится это не завтра, а в ближайшие несколько лет. По плану отключение должно произойти до 2017 года. После мы уже никогда не услышим культовой фразы: "При пожаре звонить 01". На семь бед номер будет один.

    Сегодня "Российская газета" публикует закон, который вводит единый телефон экстренных служб: 112. В случае беды звонить надо туда.

    Решение о введении подобного номера было принято давно. Есть соответствующие указы, постановления и распоряжения. В некоторых регионах единый телефон спасения даже был введен: где в порядке эксперимента, а где уже и навсегда. Однако, как отметили в свое время разработчики проекта, до сих пор "в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствовали нормы, обеспечивающие единообразный подход к нормативному закреплению номера "112" в качестве единого номера для вызова соответствующих служб экстренного реагирования".

    К тому же до сих пор единый номер, там, где он был введен, нередко набирался только с мобильных телефонов. Теперь он должен работать независимо от того, откуда его набирают.

    По словам руководителей МЧС, которые цитируют информационные агентства, служба будет работать на четырех языках: русском, английском, французском и немецком, впоследствии планируется введение еще нескольких языков. Например, на Дальнем Востоке, возможно, будут отвечать и по-китайски.

    Кстати, новым номером мы, по сути, внедряем европейские стандарты. Такой же номер действует в Евросоюзе. Запомнить его теперь будет нетрудно. В публикуемом сегодня законе помимо прочего уточнены полномочия региональных органов власти и органов местного самоуправления. Так, власти регионов отвечают за создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, ее эксплуатацию и развитие. Муниципалитеты участвуют в этом процессе.

    Также законом предусмотрено, что сообщения о пожарах и чрезвычайных ситуациях принимаются как по единому номеру вызова оперативных служб 112, так и по специальному телефонному номеру. Последний назначается федеральным органом исполнительной власти в области связи. Естественно, телефон помощи должен быть самым коротким: в случае беды нет времени вспоминать и долго набирать. Специалисты поясняют, что набор номера на сотовом телефоне всегда должен составлять не менее 3 символов. Связано это с техническими особенностями сети и невозможностью осуществления вызова на номера из двух знаков. Поэтому единый номер выбран трехзначным.

    Вряд ли кто-то будет спорить и с тем, что лучше иметь один номер на все случаи, чем четыре. Конечно, казалось бы, нетрудно запомнить --01, 02 и так далее. В советское время повсюду висели напоминания, куда звонить при пожаре, и они казались неуместными, мол, разве кто-то еще не знает? Заветные цифры были и на телефонах-автоматах. Но в критической ситуации человек теряется и не всегда может вспомнить даже элементарные вещи. Больше номеров - больше путаницы. Кому-то тех секунд, потраченных на судорожное вспоминание, не хватало, чтобы спасти жизнь.

    По правилам абонента, позвонившего на единый номер, всегда смогут перевести на любую из оперативных служб: полицию, пожарную охрану или скорую помощь.

    Вызовы на все номера служб экстренного реагирования не тарифицируются. Это значит - звонок бесплатный. К тому же звонки на 112 имеют приоритет перед любыми другими звонками.

    Более того, звонок на номер спасения возможен при отсутствии денежных средств на счету мобильного телефона, при заблокированной SIM-карте и даже, как уверяют специалисты, при отсутствии SIM-карты телефона.

    В целом эксперты полагают, что есть смысл обязать продавцов салонов связи обращать внимание покупателей на особенности набора номера экстренных служб в конкретных телефонах. Ведь вызов пожарных, полиции, службы газа зачастую является не только и не столько услугой для пользователя телефона, сколько мерой обеспечения общественной безопасности.

    Система работает так: сначала звонок поступает в центр обработки вызовов. В момент соединения на мониторе диспетчера появляется так называемая ситуационная карточка. В нее дежурный вносит фамилию позвонившего, место и характер ЧП, сверяет по определителю номера телефон абонента для возможности обратной связи. Так что хулиганить не надо. Не только потому, что поймают, - вообще не надо. Затем диспетчер-112 определяет перечень экстренных служб, необходимых для ликвидации беды, отмечая их значками в ситуационной карточке. Например, на загорание в трамвае вызываются не только пожарные, но и медики для оказания медпомощи пострадавшим, специалисты электросетей для отключения электроэнергии, инспектор ГИБДД для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Именно благодаря системе-112 стало возможным оперативное доведение сигналов сразу до нескольких служб в считаные секунды после сообщения.

    Поделиться