13.02.2013 23:20
    Поделиться

    Минобрнауки опровергло слухи о полном переходе на платное образование

    В интернете снова появились страшилки о грядущих изменениях в образовании
    В Интернете снова неспокойно. Преподавателям вузов и школьным учителям предрекают масштабные сокращения, а средней школе - полный переход на платные занятия.

    Откуда шум и как все на самом деле?

    "Среднее образование в России станет платным с 2013 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы - больницы, школы и детсады - перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость", - так начинается опус, который на днях появился в Интернете. Якобы отныне ребенок в школе сможет получить бесплатно лишь несколько базовых предметов: русский язык, английский, математику, физическую культуру и историю. Это, мол, 1-2 часа на каждый предмет в неделю, а за все остальное придется платить.

    А вот текст, который разгуливал по Cети в 2011 году: "Среднее образование в России станет платным с 2011 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы - больницы, школы и детсады - перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок может получить бесплатно, - это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)".

    Словом, нынешняя страшилка, говоря языком современной молодежи, - "боян". Два года назад "РГ" уже рассказывала, откуда "росли ноги" у этой фальшивки. Тогда как раз шли бурные дискуссии о 83-м Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Он дает госучреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получать больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому - на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход. При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. До сих пор. На сегодня многие школы уже второй год работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи.

    - Практически три года назад, когда был принят другой закон, а именно 83-ФЗ, начались рассылки через Интернет этих страшилок, - прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заир-Бек. - Но апокалипсис не наступил. Так вот теперь авторы этой откровенной "дезы" и провокации привязали ее к принятому недавно новому закону об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования.

    Еще одна волна возмущений поднялась после того, как был подписан документ, в котором якобы говорится об увольнении в ближайшие годы 140 тысяч преподавателей вузов и 100 тысяч учителей школ. О чем речь?

    В минобрнауки "РГ" пояснили: речь идет о так называемой "дорожной карте", правительственном документе "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Главные его исполнители - региональные власти. "В документе нет требований - это лишь общий взгляд на ситуацию, которая может сложиться в стране с учетом реальных демографических прогнозов, - убеждают в министерстве. - Говорить о конкретных объемах сокращения численности учителей или увеличении нагрузки более чем преждевременно. Дело в том, что в настоящее время мы ждем ответа на эту "карту" от регионов. Они должны составить собственные "путеводители" с учетом региональных особенностей - количества учащихся, слияния школ и вузов, ухода части педагогов на пенсию".

    Комментарий

    Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию:

    - Документ, о котором идет речь, утвержден распоряжением правительства и рассчитан на срок до 2018 года. Он отражает инфраструктуру системы образования и ее перспективу с учетом демографической ситуации. Здесь отражены идеи, которые давно обсуждаются в профессиональной среде, в т.ч. по вопросам повышения качества образования, по уровням образования, в частности, заложены сроки апробации и внедрения через 5 лет прикладного и академического бакалавриата, предусмотрены новые подходы к оценке соотношения преподавателей к студентам. В ходе этого 5-летнего марафона какие-то установки могут быть изменены. Но что мы не можем, к примеру, изменить, так это численность нашего населения в возрасте от 17 до 25 лет. Если, конечно, не произойдет чудо, когда в Россию вдруг приедут миллионы граждан из бывших союзных республик или вдруг в стране родится неимоверное количество детей.

    Все вычисления в "дорожной карте" сделаны исходя из демографической ситуации. Мы знаем, сколько у нас детей, и просчитали, сколько станет обучаться на каждом уровне образования. Молодых людей от 17 до 25 лет будет не 18, а 13,5 млн. Исходя из этого планируется и число бюджетных мест, и соотношение преподавателей и студентов. Возможно небольшое увеличение нагрузки на преподавателей: если сейчас 10 студентов на одного преподавателя, то предполагается 11,5, или 23 студента на двух преподавателей. Это может привести к изменению числа профессорско-преподавательского состава.

    Подчеркиваю, это не норма, не закон и не обязательства, это лишь ориентиры, которые заданы с учетом демографии.

    Поделиться