07.02.2013 07:52
Поделиться

Реставрация Екатеринбургского оперного театра завершилась скандалом

С фасада Екатеринбургского театра оперы и балета - одной из "визитных карточек" города - отваливаются куски штукатурки. Пока в Москве балерины оперного давали старт фестивалю "Золотая Маска", здание театра пошло трещинами после недавно завершенной и оплаченной федеральными средствами реставрации.

Оперный театр - единственное на Урале федеральное учреждение культуры - в сентябре отпраздновал столетие. На юбилей городская администрация подарила 750 новых испанских кресел почти за одиннадцать миллионов рублей. В минкультуры Свердловской области радовались: финансовая поддержка федерального центра позволила провести реставрацию исторического здания.

Госконтракт на "работы по сохранению памятника культуры федерального значения в связи с подготовкой к празднованию столетнего юбилея" ценой в 42 миллиона 981 тысячу рублей определял дату завершения реставрации - сентябрь 2012-го. Однако собственно юбилей и начало октября театр встретил в строительных лесах, по которым неэстетично ползали строители в ватниках.

В ноябре эту же картину застала прокурорская проверка, которая потребовала устранить недостатки и закончить-таки ремонт. Театр избавился от внешних признаков стройплощадки только к Новому году. А в январе осуществлявшие технический надзор сотрудники Екатеринбургского художественного фонда обнаружили, что фасад разваливается, хотя подрядчик дал шестилетнюю гарантию на качество реставрации.

Невооруженным глазом видна халтурно сделанная работа, резюмировали специалисты. Кроме технологических нарушений (штукатурные работы на морозе проводить не рекомендуется) они видят причину некачественно сделанного ремонта в особенностях 94-го федерального закона: как известно, госконтракт достается самому дешевому подрядчику, без учета его возможностей и репутации.

- Минкультуры РФ выделило очень мало средств - чуть более 40 миллионов рублей. Этих денег было явно недостаточно на заложенные в проекте реставрации материалы и виды работ, требующие приглашения высококвалифицированных специалистов. А сроки указаны жесткие - всего четыре месяца, - поясняет заместитель генерального директора худфонда Лариса Титлинова. - Серьезная компания, ознакомившись с документацией, вряд ли взяла бы на себя ответственность за такую работу.

Фирма "Геркон-С" оказалась единственным участником конкурса. Помощник гендиректора Елена Крапивченко заверила, что работы по устранению дефектов, согласно гарантийным обязательствам, начнутся, когда потеплеет. Впрочем, в худфонде считают, что косметическим ремонтом дела не поправить.

- Работа сделана некачественно, без соблюдения технологии. Скорее всего, применялись "ненастоящие" материалы, хотя в проекте заложены качественные, проверенные, которые не могут разрушиться столь быстро, - считает автор проекта реконструкции театра Светлана Бабина.

Формально реставрация не завершена: худфонд до сих пор не получил от подрядчика никаких документов о ее окончании. Пикантности непростым взаимоотношениям исполнителя и надзорного органа добавило уголовное дело об избиении: к сотруднице худфонда, пытавшейся осуществить авторский надзор на объекте, лично "руку приложил" гендиректор строительной фирмы Сергей Лапанович. В январе суд приговорил его к выплате штрафа по статье "Побои".

Третейским судьей в данном споре выступило министерство по управлению госимуществом Свердловской области.

- Екатеринбургский оперный театр - это наша гордость, - подчеркнул министр Алексей Пьянков, - и внешний вид этого здания, естественно, должен быть достойным. Поэтому мы инициируем дополнительную проверку. Если выяснится, что при реконструкции действительно использованы некачественные материалы, то к виновным будут применены санкции.