03.02.2013 23:23
    Поделиться

    Юрий Лепский: Что охранит Покрова на Нерли, кроме шлагбаума в поле?

    Чувство безвозвратности ухода любимого человека - едва ли не самое сильное на этом свете
    Прямо посереди поля стоял шлагбаум. Пленэр для прилежного сюрреалиста. Шлагбаум можно было легко и беспрепятственно объехать слева и справа. Но едва заметные в траве следы автомобильных колес вели ровно к горизонтальной преграде, как бы приглашая к сознательности и дисциплине на фоне полной свободы выбора.

    При шлагбауме существовали два неопрятных соотечественника, готовые открыть заграждение за умеренную плату, позволяющую им поддерживать дневную норму алкоголя в крови. Сделав свой взнос в развитие отечественной культуры, я продвинулся в зашлагбаумное пространство, но уже через сто метров стал, как вкопанный.

    На этот раз ничто не преграждало дорогу. Просто проселок подходил к берегу Нерли, за которым на травяном пригорке высилась белая свеча церкви. С темной луковицей купола и скромным золотым крестом. Совершенные пропорции, абсолютная простота и строгость в линиях, уместность расположения, прекрасное отражение в медленной речке. Шедевр русской архитектуры. Первый и единственный в своем роде - церковь Покрова на Нерли.

    Я стоял и не мог насмотреться на эту красавицу. Как замечательно, что она сохранилась до сегодняшнего дня, простояв на пригорке у Нерли девятьсот сорок восемь лет.

    Возведение этого шедевра историки связывают с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию. На самом деле церковь Покрова на Нерли возникла из неутоленного горя князя Андрея Боголюбского, потерявшего в том походе любимого сына, молодого князя Изяслава. Я верю этой версии как никакой другой, потому что знаком с еще одним шедевром в ином конце света, сооруженным по тем же мотивам.

    Шах-Джахан - всемогущий правитель из династии великих моголов был потрясен внезапной смертью красавицы жены Мумтаз. Он прожил с ней счастливо восемнадцать лет. Она умерла, когда ей было всего тридцать семь. Его плач отчаяния, вознесенный к небесам, явил миру шедевр мировой архитектуры - бессмертный Тадж-Махал, ставший мавзолеем, усыпальницей и Мумтаз, и Шах-Джахана.

    Я подозреваю, что чувство безвозвратности ухода любимого человека - самое сильное на этом свете. Во всяком случае, именно этим чувством рождены многие бессмертные шедевры поэзии, музыки, архитектуры, скульптуры и живописи. Люди, испытавшие горе невозвратного ухода любимых, всегда стремились продлить их жизнь в прощальных шедеврах. Коль были на то деньги или власть. Чаще и то, и другое. Русская церковь Покрова на Нерли и индийский Тадж-Махал - ярчайшие тому свидетельства.

    Однако на этом заканчивается похожее и начинается различное. Мы до сих пор не знаем автора шедевра у излучины русской речки. Кто построил церковь, кто был тем гением? Не знаем. И, думаю, уже не узнаем никогда. Индийцы же знают своего гения. Его звали Устад Ахмад Лахори. Он похоронен там же, в Агре, неподалеку от шедевра, созданного его умом и фантазией.

    Индийцы ревностно охраняют свое чудо света от любых посягательств на "улучшения" и "реконструкции". На многие километры в долине Джамны вокруг Таджа вы не увидите ни единой новостройки: индийцы понимают красоту и трепетно хранят целостность пейзажа.

    Наши "ценители" шедевров безо всяких обсуждений установили позади церкви Покрова на Нерли мачты линии высоковольтных передач, напрочь испортив уникальный по красоте пейзаж. Как вы, вероятно, догадываетесь, сделана эта спецоперация была отнюдь не на деньги ЦРУ или Госдепа США. На наши, кровные.

    Что охранит Покрова на Нерли, кроме бессмысленного шлагбаума в поле?

    Поделиться