02.02.2013 17:15
    Поделиться

    В Воронеже спасателям ВВС рассказали о парашютах

    На авиабазе Балтимор состоялись сборы спасателей 1 командования ВВС и ПВО, чьи аэродромы расположены от Воронежа до Мончегорска. Как известно, главное средство спасения летчика - парашют. О нем в основном и говорили.

    Купола в военной авиации применяются не только для спасения людей. С их помощью тормозят самолеты и опускают грузы. Попав на землю, летчик может построить из парашюта временное жилище, конденсатор для сбора воды или выложить сигнал для спасательного вертолета. У катапультного кресла, которым оснащаются российские истребители и бомбардировщики, целых три купола: два стабилизируют кресло в пространстве после отделения от самолета, третий опускает на землю пилота.

    Кроме того, в катапультном кресле находятся радиомаяк, аварийный запас со всем необходимым для выживания, два высотомера и 22 пиропатрона. В особой ситуации - так в ВВС называют неприятности в воздухе, - пороховые заряды срабатывают в строго определенной последовательности. Одни прижимают ноги летчика, чтобы их не оторвало при катапультировании, другие с той же целью прижимают руки, третьи вышибают кресло из кабины и так далее. Процесс катапультирования чрезвычайно увлекательно наблюдать со стороны, но на себе лучше не испытывать: перегрузки при отстреле кресла достигают 20 единиц, при раскрытии купола спасательного парашюта - 16.

    Конструкторы К-36ДМ - это кресло считается одним из лучших и надежных в мире, им оснащаются Су-24 и 27, МиГ-29 и 31, - сделали все возможное, чтобы летчик гибнущего самолета выжил. После рывка красных рукояток катапультирования - они находятся между ног пилота, - в действие вступает взрывная автоматика. За 0,2 секунды сбрасывается фонарь кабины, одновременно подтягиваются конечности и фиксирующие летчика ремни. Самолет он покидает в позе эмбриона.

    При катапультировании на высоких скоростях перед летчиком выдвигается щиток, защищающий его от потока воздуха. Затем раскрываются небольшие стабилизирующие парашюты. На малых скоростях через 0.8 секунды после включения автоматики происходит отстрел заголовника, в котором расположен основной парашют, и отделение человека от кресла. Еще через четыре секунды отделяется закрепленный под летчиком контейнер с радиомаяком и аварийным запасом, он повисает на фале.

    Бело-оранжевый спасательный парашют из огнестойкого капрона с шестиметровыми стропами помещен в контейнер чуть больше дамской сумочки. Укладывают его в строго определенной последовательности, после каждого этапа утрамбовывают. Раз в шесть лет парашюты достают из кресел и проверяют.

    Сначала вынутый и растянутый по парашютному столу купол сутки сушат. Потом осматривают каждый клин на предмет разрывов, потертостей и посторонних пятен. Если все в порядке, клинья с обеих сторон посыпают тальком и переходят к стропам. Когда проверка окончена, начинается укладка. Парашют помещают в чехол, стропы выравнивают особой линейкой, складывают и продевают в резиновые соты. Свернутый пучок строп напоминает кобру с плаката "Опасные животные пустыни" на стене парашютно-десантного класса.

    - Уложил парашют - проверь инструмент. Если чего-то не хватает, укладке доверять нельзя, - напомнил майор Королев из Владимира. И пояснил для журналистов. - Отказов у этой системы не бывает. Только ошибки укладчиков.

    Укладывают любой парашют всегда вдвоем: один делает, второй проверяет. Уложив, оба расписываются в парашютном паспорте - если что, отвечать им. "Помни! Потеря высоты невосполнима!" - кричал плакат.

    После теории была практика - каждый спасатель совершает в год порядка ста прыжков. Правда, на этот раз прыгали манекены с одинаковым именем Иван Иванович. Три одетых в серые комбинезоны фигуры послушно вылетели из вертолета, поболтались под куполами и брякнулись в снег. В небе грохотал Ми-8, по аэродрому мел пронизывающий ветер.

    - Десантнику не холодно, десантнику свежо, - заверили спасатели.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться