31.01.2013 12:41
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как под Воронежем берегут древние гончарные традиции

    Карачунская глиняная игрушка на вид примитивна и неказиста. Но... попробуй слепи.

    Уходящая натура 

    Каких-нибудь полвека назад это умели многие жители старинного села близ Рамони - потомственные гончары-кустари, работавшие в артели при фабрике художественной керамики. Ныне ее продукция - крынки да миски с народными орнаментами - достояние истории. А технологией создания легендарной игрушки владеют и вовсе единицы.

    В Карачуне свистульки-потешки для малышей лепили между делом, с натуры. Выходили похожие на кувшины с ручками бабы, ржавого цвета кони и коровы, поросята и собаки. Не гладкие и "сюжетные", как сработали бы нынче, а грубые, со следами узловатых пальцев и небрежно нанесенной зеленоватой глазурью из смеси мазута и порошка свинца.

    Несколько таких игрушек хранится в Музее игрушек в Сергиевом Посаде и рамонском музее керамики, есть образцы у местной художницы Людмилы Дедовой (она забрала их из детсада, с отколотыми ушами и ногами). Искусствоведы и коллекционеры спохватились поздно - почти все старые умельцы ушли прежде, чем их секреты оказались востребованы.

    Наследницы мастеров

    Как часто бывает, стойкий интерес проявил человек приезжий.

    - Я поселилась в Рамони в 1978 году и устроилась на фабрику, где и узнала про свистульки. Их тогда еще лепили некоторые сельские гончары, в том числе знаменитый Василий Иванович Лямзин, отдавший ремеслу 50 лет. Права была коллега: "Пока мастера живы, про них мало говорят, а умрет Лямзин - все вспомнят про карачунскую игрушку", - рассказывает народный мастер Воронежской области Галина Котельникова. - Шли годы. Я стала учителем рисования. Готовя к краеведческой конференции материал о рамонских художественных промыслах, выяснила, что село Карачун с XVII века было крупным центром гончарного дела: посуду "тянули" в каждом дворе, трижды в год проводили ярмарки. Умельцев была уйма - почти все Лямзины, там это распространенная фамилия. Ну, а до того времени, когда мы с третьеклассницей Людой Дедовой стали в Карачун наведываться, дожил один Василий Иванович.

    Потому представления мастериц о карачунской традиции далеко не полные. Сведения собирают по крупицам: то сельские бабушки подскажут, как выглядели игрушки их детства, то земля "вытолкнет" осколки керамики. Но в основе - то, что подсмотрели у Лямзина.

    Василий Иванович ("Дед", как они его между собой называют) был неразговорчив. Промолчит в ответ - переспросить неловко. Наблюдать за собой, однако, не запрещал. Глядели во все глаза. Однажды выпросили в районе денег и попытались заснять работу гончара на камеру. Фотопленку заело, видео из-за маленьких окошек вышло слишком темным...

    - Помнить-то мы все помним, но воспроизвести в точности не можем. У него каждый палец был - как два моих. Раз нажал - форма готова. А мне для того же эффекта надо заготовку 15 раз промять. И все равно ноги животных тонковаты, - признается Людмила Дедова.

    Лямзин, умерший в 1998-м, жил будто в позапрошлом веке. На спине таскал глину из дальнего карьера в свою хибару. До революции у его семьи было крепкое хозяйство. При новой власти дом, для которого Лямзины сами обжигали кирпичи, отобрали. Позже там разместился гончарный цех. А в начале 1960-х открылась и рамонская фабрика, где трудилось больше двухсот человек.

    Благодаря ей карачунский промысел стал известен по всему Союзу и за рубежом. В крынках, кувшинах, жбанах воссоздавались старинные формы и налепы.

    Глина в "елочку"

    - Посуду украшали грушевой росписью - в спринцовку набирается жидкая глина, рисунок получается объемным. Художники Муравьевы придумали целую коллекцию узоров на основе воронежской народной вышивки, - добавляет бывшая сотрудница фабрики Людмила Островерхова. - Например, самый популярный элемент - "елочка". Если его перевернуть, получится символическое "древо жизни". Полоски обозначали землю, "вилюшки" - воду. Обидно, что мало кто уже распознает эти знаки. Фабрика выпускает цветочные плошки, разрисованные акриловыми красками. Живописцы оттуда давно ушли в другие профессии. Вынужденно: с 1991-го по 1998-й мы только год получали деньги. С нами расплачивались халвой, простынями, валенками, рубашками, углем...

    Людмила Островерхова тоже из "варягов". До Рамони лепила лишь в детстве, из пластилина. Училась росписи на фарфоре. Теперь делает колокольчики с рамонскими узорами, забавные глиняные куклы. Галина Котельникова лепит традиционную карачунскую игрушку, осторожно добавляя авторские штрихи. Людмила Дедова - многостаночник: и глиной занимается, и художественной обработкой стекла. Там втроем и держатся, сохраняя - каждая по-своему - технологию и колорит.

    За их изделиями охотятся знатоки - народные игрушки сегодня приобретают не для детей, а для коллекций. На выставках можно заметить, куда дрейфуют промыслы: то Крокодил Гена стилизован, то "правильная" по силуэту птичка выкрашена в дикие цвета. Образцы высокого мастерства редки и дороги. Как все настоящее.

    Как слепить карачунскую игрушку

    Для изготовления свистульки нужна глина, палочки-проколки разного размера, нож, тряпочка и емкость с водой.

    Высушить глину, удалить из нее камешки, былинки, крупные песчинки. Можно размельчить комки и просеять через сито.

    Замочить глину в воде до полного растворения. Хорошо перемешать и дать отстояться. Слить воду. Верхний слой крутой глины разложить на клеенке или дощечке, дать подсохнуть.

    Хорошо вымесить, как тесто. Глина не должна приставать к рукам.

    Поделить массу на две части: размером с яблоко и с теннисный шарик.

    Больший комок раскатать, чтобы получился усеченный конус длиной с ладонь. Согнуть его ближе к центру под прямым углом: толстый конец - туловище, тонкий - шея. Кончик шеи загнуть - будет голова.

    Вдоль шеи двумя пальцами защипать "гриву". На голове сформировать уши. На месте хвоста вытянуть мундштук для будущего свистка.

    Меньший кусок глины раскатать в "колбаску" диаметром 2-2,5 сантиметра и разрезать пополам. Каждую часть прикрепить к туловищу снизу, чтобы получилось две пары ног. Загладить стыки. Тонкой палочкой обозначить глаза и рот.

    Край "хвоста" отрезать, проколоть мундштук с задней стороны под углом 45 градусов круглой палочкой, чтобы в туловище образовалась камера свистка. Плоской палочкой проколоть отверстие от верхушки мундштука до камеры свистка (чтобы стек прошел насквозь). В игрушке должно получиться три дырочки: две в мундштуке, одна в боку.

    Чтобы сделать пустотелую свистульку (на которой можно играть музыку), туловище формируют из лепешки, оборачивая ее вокруг пальца. Затем ее также прокалывают.

    Отверстия можно сделать на второй день после лепки, когда изделие чуть затвердеет. При комнатной температуре сушить его надо около недели. Перед первым или вторым обжигом можно нанести поливу-глазурь.

    Глиняную свистульку обжигают в печке 6-8 часов при температуре 900-1000 градусов. Затем не менее 12 часов изделие должно остывать в той же печи.

    (советует народный мастер Воронежской области Галина Котельникова)

    Авторский взгляд

    Карачунские игрушки оценило минкультуры

    Технология изготовления карачунской глиняной игрушки внесена Министерством культуры РФ в список объектов нематериального культурного наследия. Увидеть авторские игрушки мастериц, сделанные в этой традиции, можно на фольклорных выставках и фестивалях. Например, летом 2013 года в Рамони - на биеннале "Игрушка-говорушка", посвященном памяти Василия Ивановича Лямзина.

    Поделиться