28.01.2013 23:44
    Поделиться

    В РФ утверждена программа повышения конкурентоспособности промышленности

    Неоднозначную реакцию в деловых кругах вызвало появление на свет государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной правительством РФ и рассчитанной до 2020 года.

    Обсуждение этого документа состоялось на днях в рамках одноименного "круглого стола". И те участники, которые осилили 573-страничный талмуд, были настроены довольно решительно. Действительно, ситуация с промышленным развитием в стране аховая. Это очевидно. При этом программа, рассчитанная до 2020 года, охватывает всего 16 отраслей экономики, которые в совокупности дают лишь 5,5% ВВП. Некоторые из них отнести к стратегически важным можно лишь с большой натяжкой. Тем не менее в программе прекрасно соседствуют автопром и народные промыслы, металлургия со средствами индивидуальной защиты персонала угольных шахт, тяжелое машиностроение с техническим регулированием, станкостроение с редкоземельными металлами и т.д.

    Вызвала у собравшихся и странная формулировка цели программы: создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию...

    "Меры, прописанные в документе, безусловно, необходимы, но их явно недостаточно, - считает член общественного совета при Минпромторге России Иосиф Дискин. - Так, в программе не сказано, как эти меры будут влиять на повышение конкурентоспособности, поэтому, скорее всего, они не изменят общую ситуацию с конкуренцией".

    Его поддержал директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев, заявивший, что программа не дает определения, за счет чего именно российская продукция может быть конкурентоспособной: цена ли это, или качество, или и то, и другое вместе взятое...

    Одной из бед отечественной промышленности эксперты назвали немыслимо длинный цикл производства продукта от появления концепции до его выхода на рынок. Сам продукт может быть великолепен и конкурентоспособен (на момент появления идеи), но пока он выйдет "в люди", другие сделают аналогичную вещь, только еще лучше и дешевле. И до сих пор в России опытные образцы предпочитают выпускать в "железе", в то время как оппоненты уже давно перешли на 5D-моделирование...

    Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, видит несовершенство программы в отсутствии прописанного там участия в становлении нашей промышленности институтов развития, научных учреждений, бизнес-структур. В частности, РСПП не видит в этом документе собственной роли. Замечания, которые предлагались РСПП в процессе подготовки программы, минпромторг не принял во внимание. "В тексте программы нет маячков, тех индикаторов роста, к которым надо стремиться к определенному сроку, - заметил Мурычев. - Также отсутствует понимание, как комплексно ликвидировать случившийся провал с наличием квалифицированных кадров для промышленности, начиная от инженеров и техников и заканчивая рабочими".

    Что касается кадров, то на "круглом столе" прозвучала мысль, что сейчас топ-менеджеров крупных предприятий учат в большей степени управлять не собственно производством, а деньгами. Поэтому у нас так много теоретиков-финансистов и так мало головастых инженеров-практиков, хотя последние из-за дефицита на крупных производствах нарасхват, да и зарплату им предлагают, конечно, хоть и не на уровне банкира, но уже вполне достойную.

    Программа, рассчитанная до 2020 года, охватывает всего 16 отраслей экономики, которые в совокупности дают лишь 5,5% ВВП. Некоторые из них отнести к стратегически важным можно лишь с большой натяжкой

    Ну и если уж мы заговорили о деньгах. На реализацию всех подпрограмм до 2020 года предусмотрено из федерального бюджета 227 млрд руб. Причем действие документа, утвержденного правительством 28 декабря 2012 г., в прошлом году же и начинается, и 55,5 млрд руб., получается, уже израсходованы. Кстати, к тому моменту, как госпрограмма увидела свет, бюджет на ближайшие три года был уже сверстан и утвержден, и средств на "саморазвитие" промышленности там не предусмотрено. Наоборот, предусмотрено как раз снижение на 2% расходов на национальную экономику. Так что саморазвиваться бедолаге придется, судя по всему, на собственные шиши или частные инвестиции. Что, может быть, и к лучшему, поскольку государственные средства у нас расходуют менее эффективно.

    Единственный из участников дискуссии, положительно воспринявший документ, председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, впрочем, заметил, что упомянутые 227 млрд правительство вовсе не собирается вливать в причастные отрасли. Эти средства предусмотрены на субсидирование процентной ставки по кредитам, что даст импульс развитию частного бизнеса, особенно МСБ, тяготеющего к инновациям. Поскольку для малышей и середнячков привлечение финансовых ресурсов - наиболее серьезная проблема. Что, кстати, не способствует усилению конкуренции МСБ на международных рынках, поскольку зарубежные компании в своих странах получают кредиты на развитие без особых проблем.У нас большая часть кредитов сегодня - беззалоговые, по очень высоким ставкам. Банки в этом трудно обвинять, поскольку риски довольно высокие.

    Мой знакомый предприниматель недавно рассказал такой случай. Чтобы быть поближе к рынку сбыта, он решил открыть мини-предприятие в окрестностях Мюнхена. И вот в правительстве Баварии ему объяснили: создашь больше 5 рабочих мест, получишь возврат НДС 19% и 15% дотации. Создал. Взял кредит 1 млн евро под 2% на покупку земли и оборудования. И 34% от этой суммы ему немцы возместили! Чего ж при таких условиях бизнес не вести? Стоит ли удивляться, что там мелкие предприятия растут как на дрожжах.

    А у нас, по словам Александра Мурычева, количество МСП неуклонно сокращается - причем тех, которые "заточены" именно под инновационную деятельность. И сейчас 95% малых и средних предприятий в России - торгово-посреднические.

    В то же время Данилов-Данильян призвал не ждать от программы многого. В отличие от предшествующих программ, стратегий, концепций она не обещает осыпать промышленность деньгами с головы до ног, а просто дает возможность стартовать. И привел пример: сектору народных промыслов на первых порах стартапы обеспечит госзаказ для представительских нужд. А потом придется самим искать рынки сбыта, крутиться на рынке. И кто этот шанс упустит, вынужден будет закрыть лавочку. "Это программа нового типа. Она не станет помогать расти тому, кто расти не хочет", - резюмировал Антон Данилов-Данильян.

    Поделиться