28.01.2013 23:43
    Поделиться

    С российского рынка исчезнут импортные медицинские изделия

    Минпромторг России подготовил проект постановления правительства "Об установлении ограничений при поставке медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд". Эта новость взбудоражила участников рынка настолько, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) созвала экспертный совет и пригласила на него представителей министерства и Росздравнадзора - разъяснить бизнес-сообществу смысл предлагаемых ограничений.

    А они довольно жесткие - планируется, что до 1 января 2020 года к участию в поставках за счет федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов РФ будут допускаться только медизделия, произведенные на территории России и Белоруссии (а с 2014 года - и Казахстана) отечественными производителями или локализованными предприятиями зарубежных фирм. Критерием локализации будет адвалорная доля (процент добавленной стоимости в цене изделия), порядок расчета которой также будет утверждать минпромторг. Вопросы качества при этом не рассматриваются, хотя по отдельным позициям наши медизделия пока не дотягивают до уровня аналогичных японских, немецких или американских.

    Российский рынок медицинских изделий за последние годы стремительно растет - с 2002 до 2011 года он увеличился в 5 раз и, по оценкам экспертов, к 2020 году может вырасти еще в 4 раза. Россия уже вошла в первую десятку стран, закупающих эту продукцию. И конечно, потерять возможности такого рынка для серьезных поставщиков медицинских изделий было бы большим ударом. Но и для потребителей их продукции это может стать потерей - многие уже на личном опыте хорошо изучили возможности современных диагностических приборов, новейших лечебных технологий и т.п. Выход - создавать условия для нормальной конкуренции всех производителей, не забывая о необходимости развивать отечественную медицинскую промышленность.

    - К сожалению, на нашем рынке конкуренция больше связана с коррупционной составляющей, а не с уровнем технологий, - подчеркнул начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. - Пользу обществу такая конкуренция не приносит. Более того, стимулирует госорганы закупать неполноценное медицинское оборудование по полноценной цене.

    Постановление, по мысли его разработчиков, должно сделать рынок медизделий прозрачным и предсказуемым, что позволило бы его участникам осуществлять долгосрочное планирование. И одним из его механизмов должен стать перечень взаимозаменяемых изделий. Его планируют подготовить совместно минпромторг и минздрав.

    - До 95% медицинских изделий в нашей стране закупается за счет бюджетов всех уровней, - напомнил собравшимся директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий минпромторга Сергей Цыб. - Так что ограничительные меры - лишь дополнительное требование со стороны заказчика, а не запретительные меры. Так мы дадим толчок и собственным производствам, и локализации импортных изделий.

    Сергей Цыб привел в пример результаты принятия стратегии "Фарма-2020". В 2009 году, когда она разрабатывалась, ни одна из крупных зарубежных фармкомпаний не собиралась создавать свои производства в России. Но в результате принятых государством стимулирующих мер сегодня ими реализуется более 10 крупных инвестиционных проектов, общая сумма инвестиций превысила миллиард долларов. Однако нерешенной до сих пор проблемой является отсутствие в законодательстве точной дефиниции того, что считать локальным производством и локальным продуктом. Рассматривается возможность сделать критерием адвалорную долю в размере до 50%. Но не исключено, что ее шкала может быть гибкой и вводиться постепенно.

    - Но адвалорную долю можно и "накачать" за счет маркетинговых исследований и расходов на рекламу, - обратила внимание на одну из опасностей такого подхода представитель компании Johnson&Johnson Наталья Тотахеваге. - Однако это увеличит и цену продукта, что для российского рынка неприемлемо - может получиться, что она будет выше, чем на то же изделие по импорту. Еще одна проблема - стандарты качества, которые для каждой группы медицинских изделий специфичны. В России они сейчас не обязательны, что позволяет ввозить сюда устаревший продукт, который больше никуда поставлять нельзя.

    - По региональным программам модернизации здравоохранения в медорганизации поставлено более 400 тысяч единиц оборудования, - подчеркнула врио руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова. - Однако, по нашим данным, лишь половина лечебно-профилактических учреждений оснащена в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Это значит, что им предстоит закупать недостающее оборудование, в том числе и высокотехнологичное. Его теперь разрешено использовать и для оказания платных услуг, но куда пойдут эти средства - неизвестно.

    - Целью введения платных услуг была возможность реинвестирования полученных средств в новое оборудование, - напомнил Тимофей Нижегородцев. - Но она никак не поддержана нормативными документами, а главврачи не мотивированы на это, поэтому стабильность спроса на рынке медизделий ничем не обеспечена. И в этом смысле локализация своих целей пока не достигла. На рынках других стран потребности формируются самими медицинскими организациями и обеспечивают постоянство спроса и объема рынка.

    - Наши компании - за методику "пряника", а не "кнута", - выразила позицию Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) ее исполнительный директор Александра Третьякова. - Запретительные меры никогда не бывают эффективными. Мы предлагаем меры стимулирующие - налоговые льготы, ценовые преференции и т.п. В противном случае стране гарантированы ограничение доступности новых медицинских технологий, преобладание продукции низкого качества, так как на рынок придут компании третьего мира, появление "серого" и "черного" рынков медицинских изделий и контрафактной продукции. То есть мы вернем рынок к ситуации десятилетней давности. А это, в свою очередь, приведет к росту цен, сворачиванию сервиса и образовательных программ для врачей, снижению скорости обновления высокотехнологичного медицинского оборудования и модернизации технологий.

    Обсуждение на экспертном совете было сдержанным по форме, но его напряженность чувствовалась по реакции аудитории - представителей российской медицинской индустрии и зарубежных компаний. Оно не спало даже тогда, когда Сергей Цыб пообещал обсудить все сложные вопросы на экспертных группах, которые министерство планирует создать с участием бизнес-сообщества, и учесть все мнения при разработке последующей нормативной базы.

    Дата внесения проекта постановления в правительство - 4 февраля, срок для поправок совсем невелик. А наши бизнесмены слишком хорошо знают влияние на их деятельность любого слова и даже знака препинания в подобных документах. Любая запятая, оказавшаяся не на своем месте, может стать барьером для рынка. Так что нервничают зарубежные производители и импортеры медизделий не зря.

    Поделиться