22.01.2013 23:20
    Поделиться

    Известный писатель оказался выдумкой директора школы из Приамурья

    Директор школы из амурского захолустья четыре года водил за нос лучших литературных мастеров нашей страны. Писатели, чей хлеб добывается в немалой степени благодаря воображению, даже представить не могли, что выдумать можно не только сюжет книги...

    Талант из вечной мерзлоты

    В 2008 году никому не известный 20-летний парень с далекой таежной станции Хорогочи Егор Молданов в один момент проснулся знаменитым. Бывший детдомовец был удостоен литературной премии "Дебют" в героической номинации - "За мужество в литературе".

    Его повесть "Трудный возраст" рассказывала о недетской жизни в детском доме, написана была жестко и правдоподобно. Егор стремительно взлетел на литературный Олимп из амурской окраины. Но так же стремительно все вдруг покатилось к горькому концу. Его многочисленные читатели и поклонники узнали страшную весть: у Егора саркома, он с невероятным мужеством сражается за жизнь.

    В декабре 2009 года пришло сообщение из канадского Монреаля: Егора не стало. Конец повести.

    Восходящая звезда

    А недавно Интернет взорвался новостью: Егор жив! Женат, растит ребенка, служит сержантом полиции и от литературы далек как Приамурье от Москвы.

    Детдомовского самородка почти никто ни разу не видел в глаза. Его везде и всюду представлял приемный отец Анатолий Костишин - директор школы с крошечной станции Хорогочи.

    ...Скупые, разрозненные крупицы биографии Егора Молданова петляли неровными зигзагами, полными фатальных пропастей. Отец таежного прозаика утонул, когда мальчику было шесть лет, спустя пять лет из жизни ушла его мать. Его с братом Владом приютил Анатолий Костишин, директор школы-интерната. Потом брат погибает в автокатастрофе. Егор окончательно сиротеет...

    Талант паренька с такой судьбой не оставлял равнодушным никого. В том числе и Вячеслава Огрызко, главного редактора "Литературной России". Молданов стал печататься на страницах уважаемого издания.

    Но встретиться с ним не получалось. Со слов его приемного отца Костишина выходило, что Егор то уехал, то приболел, то на следующей неделе зайдет. Но на следующей неделе снова что-то мешало...

    А вот по электронной почте признанный молодой писатель общался охотно. Отвечал на письма, давал интервью.

    Сражение за жизнь

    Когда пришла ошеломляющая весть, что Егор болен саркомой, ему ампутировали левую ногу и он мужественно бьется за жизнь в Львовской клинике, а потом в онкоцентре Монреаля, то все тот же Костишин подробно рассказывал леденящие душу подробности о том, как парня то вводили, то выводили из искусственной комы.

    - Он с глазами полными слез рассказывал о том, как Егор сражается за жизнь, - вспоминает амурская журналистка Юлия Климычева.

    Из письма Егора Юлии: " У меня было все настолько серьезно и неожиданно, что первое время я был просто в столбняке. Одним словом, мне ампутировали левую ногу выше колена..."

    Забыть нельзя

    В компьютере редактора "Литературной России" Вячеслава Оргызко тоже хранилось много писем от умирающего Егора. Тон этих писем циркуляркой распиливал сердце. Редактор решил включить материал о Егоре в альманах о писателях Севера.

    - Егор - хант по национальности, и я подумал, что о нем просто необходимо рассказать в этом альманахе. Позвонил Костишину, чтобы уточнить детали Егоровой биографии. Но тот не хотел, чтобы мы поднимали "тему Егора", - говорит Вячеслав Огрызко.

    Хоть редактора и смутил отказ, но подозрений не вызвал. Подумал: отец раздавлен горем, к тому же живет в глубинке, школьный учитель, не шоумен...

    Фитиль разоблачения фантома по имени "писатель Егор Молданов" запалил питерский литератор Валерий Айрапетян, пристально следивший за его судьбой. Он заметил в ней слишком много нестыковок. И наконец обнаружил в одной из социальных сетей действующую страничку Егора Молданова с множеством фотографий и дружеских комментариев.

    Валерий завел женскую страничку, стал вести с Егором эпистолярный флирт, узнал массу подробностей о его жизни и даже вызвал бурю ревности у молодой жены "покойного". Убедившись, что "похороненный" отцом-опекуном лауреат "Дебюта" жив-здоров, женат и растит ребенка, Валерий написал об этом в Интернете.

    "Вам премию вернуть?.."

    От Тынды стальная бритва БАМа, петляя меж пологих сопок, разрезает застывшее безмолвие тайги. С интервалом в десятки километров на этой "стройке века", как редкие бусинки, нанизаны железнодорожные станции. Все на одно лицо: высокая труба котельной, несколько пятиэтажек в окружении лохматых елок, типовая школа, пара магазинов. Весть о воскресшем Егоре Молданове и сочинениях уважаемого директора школы, взбудоражила поселок. Костишин срочно ушел в отпуск.

    - Этот уход в отпуск напоминал бегство, - пожимает плечами глава поселка Зоя Чусовитина. - У нас народ-то особый живет, с бамовским духом, другие не задерживаются. Так врать бы никто в жизни не додумался.

    В Хорогочинской школе учеников - полтора советских класса: 37 человек. Но школа считается одной из лучших в Тындинском районе. Учителя за три последних года трижды становились финалистами областного конкурса "Учитель года", в минувшем октябре в финале блистала Татьяна Костишина, учитель английского языка. Супруга Анатолия Степановича. Сегодня она исполняет обязанности директора Хорогочинской школы вместо канувшего в неизвестность мужа и 45 часов в неделю учит детей в двух школах языку Оскара Уайльда.

    Финалистка областного конкурса "Учитель года" встретила меня настороженным взглядом и с душой, застегнутой на все пуговицы.

    - Что вы, журналисты, раздули скандал на пустом месте? Школа уже лишилась хорошего директора! У нас что в стране больше никто не врет? Ну, получили премию, вам, что, эту премию вернуть? Да, мы все писали эту книгу, и я писала! Вы думаете, Егор расстроился, что его похоронили?! Он слишком примитивный, чтобы расстраиваться!

    Прибегаю к последнему аргументу: мол, моя коллега нашла живого Егора, не хочет ли Татьяна Владимировна услышать весточку о приемном сыне?

    - Нет, не хочу! И о муже ничего плохого не скажу. А если журналисты будут меня еще донимать подобными вопросами, я тоже отсюда уеду. Две школы лишатся учителя английского языка, - пригрозила Костишина.

    Оставить хорогочинских школьников без иностранного (пусть и такого странного...) - этой цели у меня точно не было.

    Беглый директор школы в письме редактору "Литературной России" признал, что Егор Молданов - это и есть он, Анатолий Костишин. В конце письма поставил вопрос: является ли он теперь для издания персоной нон-грата, или его труды снова будут печатать?..

    Прощальный спам

    Завкафедрой русской литературы Благовещенского педуниверситета профессор Александр Урманов был втянут в остросюжетные сети Костишина в 2009 году.

    - У нас был целый роман в письмах, он меня использовал нещадно, я ночами редактировал его повесть, рассказы. Думал, что у парня есть талант, но нет школы, - признается интеллигентный профессор.

    Последнее письмо от Егора пронзило сердце литератора: "Мне ввели сильное обезболивающее, у меня пропадает зрение, я чувствую, что умираю... Прощайте..." (Позже стало известно, что этот прощальный спам был разослан доброму десятку адресатов).

    - Душевные метания Раскольникова гаснут по сравнению с Костишиным, так изощренно "похоронившим" молодого парня, которого называл сыном, - задумчиво произносит Александр Урманов.

    ...Литературное дарование в образе сорокалетнего мужика скорее всего так бы и осталось незамеченными и непризнанными, не выдумай он весь этот шизофренический трагифарс. Без обмана, так сказать, нет романа.

    ... Армия поклонников автора "Трудного возраста" еще не готова единогласно признать себя группой лиц, которых ловко обвел вокруг пальца некий предприимчивый директор сельской школы. То ли от скуки, то ли из желания прославиться, то ли из-за психического нездоровья. Ощущать себя обманутыми в искренних чувствах не нравится никому.

    ...Поект "Егор Молданов" закрыт. А может быть, временно приостановлен?

    Вечерний звонок герою

    Как мы искали Егора Молданова

    Неразговорчивый дебют

    На сайте "Одноклассники" нашелся лишь один Егор Молданов. Фотографии на его страничке не было, но среди учебных заведений числилась Полноватская школа - Ханты-Мансийский автономный округ. Обратились к местным писателям, они дали телефон Егора.

    И вот он взял трубку.

    Я его спросила, знает ли он, что под его именем публиковались несколько литературных произведений, в том числе повесть "Трудный возраст" и журналистские материалы? Егор сначала ответил "нет".

    - А кто же написал это все?

    - Так Костишин, конечно! Кто еще.

    - Он все сам написал, отправил на публикацию, а Вы ничего не знали?

    - Ну да. То есть я ему немного там сначала написал, а потом он сам...

    - Вы сделали наброски повести, а он их обработал и дописал ее?

    - Да.

    - Вы знали, что появились сведения о том, что Вы тяжело болеете и даже умерли?

    - Нет.

    - Ну, потом узнали?

    - Ну да...

    - Как давно?

    - Ну, года полтора назад.

    - И как это восприняли?

    Егор замолчал.

    Он работает в Белоярском райотделе полиции в звании старшины. Я поинтересовалась, получал ли он премию "Дебют" за повесть "Трудный возраст", Егор ответил: "Да, я ездил за ней".

    - В каком виде вручалась премия?

    - Ну, нас собрали и выдали нам там...

    - Какой-то диплом? Или это денежная премия?

    - Ну да, дали там... мне перечислили на счет. Тысяч 50, кажется...

    - А Вы как-то поделились с Костишиным, раз он работал над повестью?

    - Ну да, я дал там ему...

    И вдруг перебил меня, заявив:

    - Ну, ладно, я все вам рассказал уже!

    И в трубке раздались гудки.

    Подготовила Людмила Мальцева

    Комментарий

    Павел Басинский, обозреватель "РГ", председатель жюри премии "Дебют" в 2012 году:

    - Это была скорее почетная грамота.Главная особенность премии "Дебют", которая отличает ее от всех других крупных премий, - это ее, я бы сказал, беспредельный демократизм. На эту премию присылают свои работы электронной почтой десятки тысяч молодых людей со всей России, из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, то есть, по-существу, вся пишущая на русском языке молодежь планеты. В этой ситуации проследить добросовестность каждой номинации оказывается делом не то чтобы сложным, но практически невозможным. Тем не менее, организаторы премии всё делают для того, чтобы победители финального тура, а уж тем более лауреаты премии предъявлялись граду и миру. Финалисты премии собираются в Москве накануне объвления лауреатов, с ними проводят мастер-классы руководители соответствующих секций: малая проза, большая, поэзия, драматургия, эссеистика. Отчасти это делается для того, чтобы финалисты премии как бы воплотились въяве, как реальные творческие личности. Вообще, у премии "Дебют" -сложная структура. Такой премии прежде не было, поэтому всё тут делается впервые и улучшается с годами.

    Ситуация с Егором Молдановым, разумеется, печальна, но она нисколько не бросает тень на саму премию. Кстати, Молданов получил не премию "Дебют" в какой-то номинации, а лишь спец-приз "За мужество в литературе" - то есть как бы почетную грамоту.

    Поделиться