22.01.2013 23:50
    Поделиться

    Денис Мантуров: У нас есть все, чтобы сделать рывок в развитии промышленности

    Минпромторг намерен одеть армию в российскую шерсть, а к июлю ждет первых проектов по президентскому лимузину
    Какие новые отрасли промышленности появятся в России? Скоро ли будет представлен отечественный лимузин для президента? Обяжут ли торговлю продвигать российские товары? И собирается ли государство помогать региональным и местным промышленным предприятиям? На эти и другие вопросы на "Деловом завтраке в "РГ" ответил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

    Денис Валентинович, все чаще раздается - наша промышленность в упадке, прежние точки роста исчерпаны, ставки по кредитам не дают шансов на модернизацию. Вы, как новый министр, можете рассказать, что ждет нашу некогда одну из самых сильных в мире промышленность?

    Денис Мантуров: Российская промышленность не в упадке. По итогам прошедшего года мы наблюдаем положительную динамику по большинству направлений. Рост промышленного производства составил почти 3 процента, в обрабатывающих отраслях он еще выше - более четырех процентов.

    Хорошие результаты продемонстрировали металлургия, машиностроение, лесная промышленность, ОПК, авиастроение. Например, производство вертолетов всех видов выросло на 30 процентов.

    Особого внимания заслуживают высокие показатели наших фармацевтических и автомобильных предприятий. Более чем на 20 процентов увеличился выпуск лекарственных средств.

    На 12 процентов - легковых автомашин, а автотранспорта в целом почти на 20 процентов. Считаю это хорошими результатами. Тем более - с учетом непростой ситуации в мировой экономике.

    Металл устал

    А новые точки роста?

    Денис Мантуров: Мы их уже создаем. В том числе используя новые механизмы межотраслевого промышленного взаимодействия. Например, развитие современных композиционных материалов, редкоземельных металлов, робототехники. Такие межвидовые, межотраслевые подходы мы продолжим использовать практически на всех направлениях.

    К примеру - композиты. Композиционный материал - это не обязательно углестекло, армирующие вещества, связующие смолы. Это и новые металлы с уникальными свойствами. Наши металлурги поначалу даже волновались: что теперь будет с производством стальных труб, государство махнет рукой на поддержку? Мы им ответили: "Внедряйте в свои сплавы инновационные решения, производите стойкие к коррозии металлы, конкурируйте с традиционными пластиками, полиэтиленовыми, полипропиленовыми изделиями - и мы вас поддержим. К примеру, основой для производства композиционных материалов уже служит продукция текстильной и легкой промышленности. Изо льна получают углены - вещество намного прочнее и легче стали, активно используется в авиационной промышленности.

    По композитам, новым материалам и их возрастающей роли в мировой промышленности вы убедили высшее руководство страны. В принятой госпрограмме развития промышленности есть даже специальная подпрограмма с внушительным финансированием. Сложно это вам далось?

    Денис Мантуров: Здесь главное - не просто не отставать от мировых трендов, но и перехватить инициативу. Возможности у нас есть - и интеллектуальные, и инфраструктурные. Композиты - одно из таких направлений. К тому же появились и новые мировые рынки, которые мы можем завоевывать. С традиционными промышленными материалами, это было бы не так просто.

    А промышленность, крупный и средний бизнес созрели для работы с композитами и вообще, с инновациями?

    Денис Мантуров: Бизнес в целом готов. Иначе и не должно быть. Без использования инноваций успешная конкуренция, тем более - на мировых рынках, невозможна. Задача государства в этой ситуации - создание и развитие механизмов мотивации и поддержки, четкое определение приоритетов, в развитии которых заинтересована наша экономика. Эти механизмы и приоритеты заложены в разработанных нами госпрограммах. Кстати, большинство этих механизмов сформулировано нами совместно с представителями бизнеса, на основе предложений участников рынка. Уверен - это даст результаты.

    Место под солнцем

    В конце прошлого года правительство одобрило пять государственных программ, подготовленных минпромторгом по ключевым секторам промышленности, в том числе - авиации, судостроению, электронике и радиоэлектронике, фармацевтике и медицине. Какие из них самые важные, на ваш взгляд, для людей и для экономики?

    Денис Мантуров: Все важные. Например, госпрограмма повышения конкурентоспособности промышленности. Это достаточно обширный документ, который определяет развитие почти двух десятков отраслей - с точки зрения как потребительского спроса, так инвестиционной привлекательности.

    Химия не может развиваться без отраслей массового спроса. Как развиваться автопрому без металлургии? Все эти направления взаимосвязаны. Но при этом мы постарались найти для каждой отрасли свои индивидуальные подходы и дали четкий сигнал: время финансирования промышленности прямым рублем прошло. В горизонте до 20 лет фокус промышленной политики от прямых масштабных государственных инвестиций будет смещаться к совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию благоприятной институциональной среды.

    Сейчас в экономике достаточно и государственных, и частных инвестиций, средств институтов развития, что делает актуальным поиск схем комбинирования финансовых ресурсов. Чтобы эти деньги начали эффективно работать на перспективу - мы продолжим выравнивать условия конкуренции российских и зарубежных компаний. Основной механизм - снижение стоимости финансовых ресурсов с помощью субсидирования процентных ставок по кредитам, субсидии на техперевооружение.

    Многие эксперты, депутаты Госдумы предлагают Центробанку больше участвовать в экономике, уменьшать рыночную ставку. В том числе с помощью денежной эмиссии. Как, по-вашему, поможет?

    Денис Мантуров: Не хотел бы вмешиваться в сферу компетенции ЦБ и министерства финансов. Мы убедили коллег в необходимости выделения средств для отраслей промышленности, в том числе для компенсации процентных ставок. Это очень важно для развития промышленности. Это позволяет концентрироваться на создании новых производств, заводов и предприятий, которые будут создавать и новые точки роста, и новые рынки.

    Например, в конце прошлого года я побывал в Ростовской области, где провел Координационный совет минпромторга по развитию легкой промышленности. А перед этим мы с губернатором заехали в город Шахты и дали старт строительству завода по производству пропиленовой пленки. Этот материал очень востребован на рынке, применяется при упаковке товаров и продуктов питания, а также в качестве технического материала. Так вот, частное предприятие с чистого листа намерено вложить в завод около 100 миллионов евро. А если к инициативе частного бизнеса прибавится поддержка со стороны государства в виде, например, компенсации процентных ставок по кредитам плюс налоговые преференции от региона - таких примеров будет гораздо больше. Считаю такие примеры наглядной демонстрацией эффективности предложенных нами механизмов господдержки частных компаний. Такая синергия - субсидирование ставок по кредитам, налоговые преференции на местном уровне - и помогает частному бизнесу строить новые производства.

    Регионы солидарны с вашей позицией, идут навстречу?

    Денис Мантуров: Да. С 2012 года минпромторг впервые начал проводить выездные координационные советы с участием всех региональных руководителей, которые занимаются формированием промышленной политики на местах. Для чего мы создали такой совет? Чтобы вместе с региональными властями принимать и вырабатывать совместные решения, которые позволят нам формировать сбалансированную промышленную политику в масштабах всей страны. Необходимо консолидировать все подходы. Регионы в этом особенно заинтересованы.

    Первый Координационный совет прошел в Татарстане и был посвящен поддержке экспорта и вступлению России в ВТО, адаптации нашей промышленности к новым условиям. Второй - по вопросам инжиниринга - мы провели в Челябинске. Третий Координационный совет, в Екатеринбурге, во главу угла поставил проблему обеспечения доступным и комфортным жильем работников промышленных предприятий. Его мы проводили вместе с Фондом содействия развитию жилищного строительства. В результате сформировали специальную программу по жилью, проинвентаризировали большое количество своих отраслей и предприятий, узнали и о нуждах РЖС, чтобы совместно двигаться дальше. В этом году в регионах тоже пройдут не менее четырех координационных советов, то есть раз в квартал обязательно будем собираться. Координационный совет по проблемам развития легкой промышленности, который мы провели в декабре, "РГ" освещала достаточно широко. И как ваше мнение?

    Если все здравые идеи, которые там высказывались, будут реализованы, например о 30-35 процентах квоты для качественных отечественных товаров на полках в торговых сетях, то это была бы реальная и фантастическая господдержка.

    Денис Мантуров: Сейчас мы детально прорабатываем те предложения, которые высказали представители отрасли. Смотрим нормативную базу, требования ВТО. В любом случае решение должно быть сбалансированным: обеспечивать доступ на полки магазинов отечественной качественной продукции при сохранении высокого уровня конкуренции. Но главная наша задача сделать так, чтобы не пострадал наш потребитель, мог выбрать качественную продукцию по доступным ценам.

     
    Видео: Александр Шансков/ РГ

    Еще одна трудная тема. Есть легкая промышленность, есть ВТО. Есть Российская армия. Наша армия должна одеваться в российскую шерсть. Но когда на торгах или аукционах по госзакупкам появляются китайцы или те, за которыми они стоят, и в пять раз ниже опускают цену, вот что с этим делать? Не грозит ли Российской армии шинель из китайской шерсти?

    Денис Мантуров: Напомню, Россия при вступлении в ВТО сохранила свою позицию в части государственных закупок. Поэтому можно смело обсуждать тему поддержки российских производителей. В том числе когда говорим об обмундировании армии. Вышло постановление правительства, которое ограничивает закупку на торгах иностранных тканей, покупать придется продукцию только отечественных производителей.

    Но здесь проблема в другом - в сырье. В России сейчас недостаток своей шерсти. Даже в Советском Союзе собственной шерсти производилось всего 14 процентов от имевшихся потребностей. Поставками обеспечивала Новая Зеландия. Поэтому нам надо развивать овцеводство. А вот свой хлопок в России был. В 1930-1950-е годы прошлого века мы выращивали шикарный хлопок в Астраханской области. И в прошедшем году здесь же - при поддержке государства был реализован пилотный проект. Сейчас идет поиск инвесторов. Уверен, они найдутся. По шерсти такая же история. В этих вопросах мы работаем вместе с министерством сельского хозяйства. У нас полное взаимопонимание в части развития наших промышленных отраслей. Будем находить современные подходы, вместе мотивировать инвесторов на развитие этих направлений.

    Кстати, на Координационном совете выступал глава одного из рязанских предприятий по производству кожи. Я посмотрел их продукцию и убедился, что не все так плохо, как некоторые представляют. Я увидел шикарного качества автомобильную кожу, с европейскими сертификатами. Мы обязательно порекомендуем использовать такую высококачественную продукцию при производстве отечественных автомобилей. И здесь вы не сможете заподозрить меня в каком-то конкретном лоббировании. Я лоббирую всех достойных отечественных производителей.

    Во Франции, кстати, министр промышленности лично рекламирует французские товары на обложках журналов. И ничего.

    Денис Мантуров: Например, сегодня на мне российский костюм. И в Ростовской области я надел костюм нашего производства, сшитый российскими специалистами. Хорошее качество. По сравнению с началом 1990-х годов, когда мировые рынки только-только открылись для нас и удивляли импортным ширпотребом, сейчас все кардинально изменилось. Наша промышленность выросла из "коротких штанишек" и выдает в основной массе конкурентный продукт. Ведь все прекрасно понимают: если ты не будешь производить конкурентную продукцию, то тебя просто вышибут с рынка, ты не сможешь занять место под солнцем.

    Семейство лимузинов

    Денис Валентинович, говорят, что почти готов проект президентского лимузина? Это так?

    Денис Мантуров: На самом деле проект, о котором вы говорите, значительно шире. В первую очередь в его основе - экономическая целесообразность. Наша задача - обеспечить создание целой линейки автомобилей представительского класса, имеющих свою рыночную нишу и сегмент на потребительском рынке.

    Поэтому помимо президентского лимузина в проекте "Кортеж" предусмотрены еще две линейки. Одна будет предназначаться для госчиновников. Аналогичная, с доработками, - для рынка и продаваться в массовом порядке. Мы рассматриваем такой проект с точки зрения создания собственного серийного производства. Тогда проект будет рентабельным и эффективным. Платформа, шасси, будут едиными. Поэтому мы попросили специалистов ЗИЛа, нашего профильного автомобильного института НАМИ, компании "Маруся Моторс" проработать варианты создания автомобиля представительского класса, при которых и бюджет будет участвовать, и частному инвестору будет выгодно вкладывать свои средства.

    Если мы говорим о том, что первые лица должны ездить на российском автомобиле с российским брендом, то каким может быть этот бренд - ЗИЛ, ГАЗ, "Маруся"?

    Денис Мантуров: Окончательного решения нет. Бренды "ЗИЛ" и "ГАЗ" имеют глубокие традиции и давнюю историю в России. "Маруся" - совершенно новая марка. Ей еще предстоит завоевывать рынки и признание, что тоже неплохо. Компания рискнула, вложила свои средства и разработала интересный проект.

    Есть какие-то жесткие сроки по проекту?

    Денис Мантуров: Таких сроков нет. Но мы не намерены откладывать решение этой задачи в долгий ящик, будем конкретизировать свои предложения. Надеюсь, что к концу первой половины этого года мы уже будем понимать, по какому сценарию идем.

    В ноябре прошлого года вы возглавили наблюдательный совет "Ростехнологий". В корпорацию входит почти 600 компаний, половина участвует в выполнении гособоронзаказа. Сейчас у нас новый министр обороны. Ранее много критики было по системе гособоронзаказа. Какие-то изменения будут?

    Денис Мантуров: Предыдущим составом набсовета была проделана большая работа, оперативно принимались все необходимые решения, многие из которых были весьма непростыми. В ближайшей перспективе нам предстоит решать не менее сложные и масштабные задачи.

    Будет продолжена работа по оптимизации внутренней структуры корпорации. Во-первых, это завершение приватизации и включения в сферу ответственности корпорации федеральных государственных унитарных предприятий. Во-вторых, на повестке дня следующий этап развития "Ростехнологий" - это окончательное формирование холдинговых компаний. Президентом установлен срок окончания приватизации всех ФГУП и формирования холдинговых компаний - 1 марта 2013 года. В результате холдинги получат расширенные полномочия по управлению входящими в них организациями. Изменится и функционал центрального аппарата корпорации, который будет заниматься общими вопросами реализации стратегии развития и управлением холдингами через советы директоров.

    В более отдаленной перспективе запланирован вывод на финансовый рынок отдельных холдингов. Это, конечно, долгосрочная задача, но готовиться к ней мы будем начинать уже сейчас. Ход работы по этим вопросам мы обсудим уже на первом заседании наблюдательного совета в этом году. Это действительно важно, так как без завершения приватизационных мероприятий и формирования холдинговых компаний нельзя переходить к дальнейшей реализации стратегии развития корпорации.

    Другая ключевая задача этого года - эффективное участие организаций "Ростехнологий" в федеральных целевых программах. Для большого количества организаций средства ФЦП - один из основных модернизационных инструментов.

    Вы, наверное, знаете, что, с целью повышения эффективности инвестиционной политики "Ростехнологий", президентом принято принципиальное решение о финансировании мероприятий по нашей основной модернизационной программе - ФЦП оборонно-промышленного комплекса - через госкорпорацию. Важнейшей задачей для корпорации является своевременное выполнение гособоронзаказа. В этой связи, холдинги должны приложить все усилия для качественного и эффективного выполнения заданий гособоронзаказа. И роль корпорации - создать все условия для решения этой задачи. В том числе путем повышения персональной ответственности руководства холдингов.

    На плаву

    Денис Валентинович, известно, что вы отличный пловец, и помогаете Федерации плавания РФ. Как увлеклись этим видом спорта?

    Денис Мантуров: Я окончил спортивный интернат по специальности "плавание", выполнил норму мастера спорта. Но в 10-м классе в семье приняли решение, что я все-таки буду получать университетские знания, а активный спорт оставлю. Я начал готовиться к поступлению на юридический факультет Университета дружбы народов.

    К сожалению, с первого раза не поступил, поскольку были жесткие требования - служба в армии, членство в КПСС, стаж работы. Ничего этого у меня не было. Я отслужил в армии, поступил в Московский государственный университет. Но тяга к спорту, желание поддерживать наших пловцов сохранились. Я благодарен Сергею Евгеньевичу Нарышкину, который уже, будучи вице-премьером, узнав, что я пловец, позвал в Федерацию плавания, которую возглавляет. Я с удовольствием согласился. Сейчас привлекаю единомышленников, своих друзей, спонсоров. Резко пока результаты наших пловцов на мировой арене не выросли. Но, по крайней мере, стало заметно, что в стране развивается массовое плавание, строятся бассейны, возрождаются плавательные школы.

    Судя по нашему разговору, и наша промышленность обязательно "выплывет"?

    Денис Мантуров: Выплывает утопающий. А это не про нас. Почему - я объяснил в самом начале нашей беседы. У нас есть все основания, чтобы сделать значительный рывок вперед, выражаясь языком пловцов - перейти с брасса на кроль.

    Буду принимать для этого все зависящие от меня решения. Сейчас в министерстве формируется достойный коллектив профессионалов. Мы стараемся не просто сохранять ценные кадры, но и привлекать молодых профессионалов. И у нас это получается. Будем делать это и дальше. Я считаю, что у меня хорошая команда, с которой мы вместе справимся с поставленными задачами.

    Тем временем

    Минпромторг объявил тендер на разработку высокотехнологичных инновационных текстильных материалов для замещения импортной продукции. На эти цели хотят направить до 170 миллионов рублей.

    По мнению экспертов министерства, при поставке иностранных тканей в Россию все большую актуальность приобретает проблема фальсификации и появления контрафактной продукции. И появление на рынке российской функциональной продукции с защитными свойствами на базе наномодифицирования текстильных материалов частицами серебра создаст дополнительные конкурентные преимущества российским производителям по сравнению с аналогичными импортными изделиями.

    Изделия должны быть сделаны на базе натуральных и химволокон нового поколения. Из новых тканей планируется производить, в частности, женскую одежду, мужские деловые костюмы, детскую одежду (в том числе школьную форму), а также изделия домашнего текстиля.

    Продолжение "Делового завтрака" с Денисом Мантуровым читайте здесь.

    Поделиться