21.01.2013 23:42
    Поделиться

    Каждый десятый россиянин путешествует без помощи турагенств

    В зимние студенческие каникулы, которые приходятся на конец января - начало февраля, тысячи молодых людей устремляются на горнолыжные курорты, в теплые края и просто в интересные места. Многие путешественники не будут при этом прибегать к услугам турагентств. По статистике, около 14% российского туристического рынка, а это 7,5 млрд долл. - пришлось в прошлом году на самостоятельные бронирования авиабилетов и гостиниц. Число лично спланированных новогодних путешествий в сезон-2012/13 выросло на 70%.

    Сегодня почти каждый десятый российский путешественник самостоятельно организовывает свое путешествие. Люди поняли, что, самостоятельно заказывая туруслуги, можно неплохо сэкономить. Как показала практика европейцев, экономия может составить от 20 до 50% по сравнению с туром, приобретенным у агентства. Так, шестидневный тур в Барселону из Москвы с проживанием в трехзвездном отеле, в двухместном номере с завтраками будет стоить от 680 евро на человека плюс виза и топливный сбор. Тогда как примерная стоимость самостоятельно спланированного путешествия в столицу Каталонии при тех же условиях составит порядка 350-400 евро на человека.

    В России рынок онлайн-бронирования стал развиваться с 2007 года, когда появились такие операторы, как Amargo, AnywayAnyday и др. Активную экспансию на российский рынок начали международные поисковики, в том числе Momondo, Skyscanner, Kayak. Уже сегодня эксперты говорят о хорошей динамике роста популярности их ресурсов, но отмечают, что российский турист пока только знакомится с системой. 35% пользователей поисковика совершают переход на сайты партнеров с целью покупки авиабилета или бронирования отеля, и только 23% становятся постоянными пользователями ресурсов. В России понятие "туристическое онлайн-агентство" остается в представлении наших граждан лишь сайтом обычной туристической компании, а "поисковый агрегатор" - просто электронный каталог сайтов. И хотя многие россияне регулярно отправляются на местные курорты самостоятельно, самостоятельные загрантуры все еще кажутся им чем-то опасным и малодоступным. По результатам маркетингового исследования Profi Online Research, даже при наличии возможности самостоятельно покупать билеты и бронировать отели, что может удешевить стоимость отдыха, почти 20% респондентов затруднились ответить, станут ли они прибегать к этому способу. Хотя уже 40% подумывают о том, чтобы самостоятельно организовывать свои путешествия. И лишь 13% отметили, что, отправляясь за границу, планируют и организовывают свой отдых сами. Немалая часть респондентов (28%) указали, что все-таки будут продолжать пользоваться услугами посредников.

    По словам гендиректора компании "Люкса" Алексея Арсеньева, в России компаний, которые используют собственные системы онлайн-бронирования, не более 20, все остальные пользуются чужими. В среднем за свою услугу компания, осуществляющая онлайн-бронирование, берет агентское вознаграждение в размере 20% стоимости проживания в отеле. По словам бизнесмена, 40% туров в России организуется с помощью систем онлайн-бронирования.

    У системы бронирования есть и минусы. Часто отели и авиакомпании предлагают для туроператоров хорошие скидки на свои услуги, при которых цены для туриста остаются ниже, чем при прямом бронировании. Для получения минимальных цен на авиаперелеты иногда приходится жертвовать удобством беспосадочного полета. Организованное путешествие часто включает в себя дополнительные поездки, экскурсии. Это удобно, потому что туристы обеспечиваются недорогим транспортом и русскоговорящим гидом.

    У туристов, которые хотят воспользоваться услугами интернет-бронирования, могут возникнуть трудности при оплате билета или отеля, ведь далеко не все карточки, имеющие хождение в России, принимаются сервисами. Безопасность расчетов в Интернете также оставляет желать лучшего.

    Но самый большой минус - это визы. Турагентство избавляет путешественника от хлопот по получению визы. При самостоятельном бронировании туристу нужно самому оформлять все документы, а простоять в очереди у посольства за визой можно целый день.

    Турагентство избавляет путешественника от хлопот по получению визы. При самостоятельном бронировании туристу нужно самому оформлять все документы, а простоять в очереди за визой можно целый день

    По мнению директора по туризму Агентства "Ирида" Дмитрия Волохотюка, говорить о снижении спроса на услуги туроператоров рано. Не все клиенты могут самостоятельно организовать себе путешествие, всегда будет нужен советчик. При этом в выигрышном положении оказываются небольшие туроператоры: они способны ежедневно видеть баланс между входящим потоком и кредитной линией. Кроме того, у небольших компаний есть база постоянных клиентов. Это люди, которым лень искать билеты и отели в Интернете, они скорее обратятся к специалисту.

    По экспертным оценкам, к 2015 году с учетом положительных тенденций объем российского туристического онлайн-рынка составит 8-10 миллиардов долларов. Таковы прогнозы специалистов компании Amargo, которая представляет сервис онлайн-бронирования путешествий. Ежегодный прирост онлайн-бронирования, сохраняя текущую тенденцию, может составить от 30 до 50%. В России увеличение заявок на онлайн-бронирование связано с развитием систем бронирования, которые имеют удобный и простой интерфейс, предоставляя комплексное обслуживание клиентов. Таким образом, путешественники получают возможность с помощью одного веб-ресурса сразу забронировать и авиабилеты, и гостиницу. Это значительно упрощает процедуру и экономит много времени. Наиболее востребованным на данный момент на российском рынке остается онлайн-бронирование авиабилетов. Только за прошлый год в этом направлении был отмечен рост на 40-45%, а доля на рынке составила около 90%.

    Рост по направлению онлайн-бронирования путешествий и отелей был отмечен специалистами в 2010 году, когда произошло увеличение количества туристов, использующих этот сервис. Таким образом, все больше путешественников стали самостоятельно организовывать свою поездку. С помощью онлайн-сервиса туристы могут выбрать наиболее привлекательное направление для отдыха, заказать авиабилеты, выбрав даты поездки, а также забронировать номер в гостинице, учитывая условия проживания, сервис и стоимость. В 2012 году на рынке онлайн-бронирования также произошло увеличение спроса. Поэтому в дальнейшем эксперты прогнозируют только самые положительные тенденции этого направления. В этом году эксперты Amargo ожидают рост объема рынка онлайн-заказов на 40%. Положительная тенденция рынка заключается еще в том, что значительно расширяется география пользователей онлайн-ресурсов. Таким образом, все больше путешественников из России пользуются веб-ресурсами, чтобы самостоятельно спланировать свой отдых, выбрав отель для проживания, заказ авиа- и железнодорожные билеты для передвижения.

    Гендиректор сервиса онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru Марина Колесник прогнозирует ежегодный рост данного рынка почти вдвое. "Если в 2011 году рынок составил 1,8 млрд долл., то по итогам 2012 г. - 3 млрд", - говорит эксперт.

    Одним из факторов, препятствующих росту рынка, по словам экспертов, является доминирование на российском рынке небольших независимых отелей, которые не всегда готовы вкладывать в инфраструктуру и интеграцию с online-сервисами.

    Поделиться