21.01.2013 23:40
    Поделиться

    Закон о промышленной политике может быть принят до конца этого года

    Закон о промышленной политике при удачном стечении обстоятельств может быть принят уже до конца этого года. Такое смелое, иначе не скажешь, заявление (поскольку проект этого нормативного акта еще не рассматривался парламентариями) было сделано на днях на совместном заседании комитета ТПП РФ по промышленному развитию и Комитета Госдумы по промышленности, где данный документ "разобрали по косточкам". Особенно, если учесть, что, по словам зампреда думского комитета Павла Дорохина, "двадцать лет уже потеряно".

    Проект закона, подготовленный специалистами Торгово-промышленной палаты, несложен для восприятия: он уместился всего на 11 страницах и содержит 13 статей. Определяет цели и задачи промышленной политики, формы (финансовая, имущественная, информационная, консультационная) и порядок поддержки предприятий, в том числе в осуществлении инновационной и внешнеэкономической деятельности.

    Последнее особенно важно, ибо пока непонятно, как мы собираемся противостоять экспансии прочих агрессивных участников ВТО на российский рынок, ежели нам самим им противопоставить-то, в общем, и нечего. Только полпроцента российских компаний - одна из двухсот - отправляет свою продукцию на экспорт. Для сравнения: в Германии - каждая из трех. Суммарный объем государственной поддержки экспорта в России составляет опять-таки 0,5% от аналогичной поддержки в Китае и 1% - от Германии. 67% российского экспорта - сырье и только 5% - товары с высокой степенью переработки, 3% - супертехнологичные товары, из коих еще 90% - оружие и военная техника. В мировом высокотехнологичном экспорте российская доля не превышает 0,3-0,4%.

    Впрочем, судя по всему, именно вступление в ВТО и подтолкнуло законодателей и промышленников вернуться к хорошо забытому старому, поскольку проект был сверстан еще в 2007 году. Но последовал кризис, потом надо было из этого кризиса вылезать, после стали готовиться к новому витку, параллельно готовясь к саммиту АТЭС... И вот время пришло. "ВТО принципиально меняет отношение к промышленной политике, - отмечает председатель оргкомитета Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков,- поэтому статья о финансовой поддержке отечественного предпринимателя должна быть серьезно откорректирована". Не менее важны и другие формы поддержки. Пока же, несмотря на обещания с высоких трибун, конкретных рекомендаций, как действовать предприятию в новой обстановке, не создано. И здесь есть смысл обратиться, может быть, к зарубежной практике, когда, скажем, западное предприятие приходит работать в Россию с уже сформированным инструментом собственной защиты.

    Необходима адаптация российского законодательства к условиям ВТО, считает исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. В частности, что касается упаковочной отрасли, то она не совсем готова к конкуренции в рамках ВТО именно из-за несоответствия некоторых нормативных актов, регламентирующих ее деятельность, нормам и правилам Всемирного торгового клуба. Поэтому корректировать рассматриваемый законопроект, который, по сути, пока является черновиком, надо уже исходя из новых условий. Чтобы снова не опоздать лет на 15-20.

    Главное, не бояться защищать своих и, действуя в рамках допущенных правил, не оглядываться постоянно на соседей: что там подумает про нас княгиня Марья Алексеевна, США и ЕС. То, что присутствие в ВТО вынуждает распахнуть настежь двери на внутренний рынок и пущать туда всякого заморского купца, не более чем миф. "Китай уже 11 лет как член ВТО, но сегодня проникнуть на китайский рынок, не соблюдая жестко их национальное законодательство, невозможно, - сообщил председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию, заместитель генерального директора Уралвагонзавода Валерий Платонов, - даже западноевропейским предприятиям, идущим в Поднебесную с высокотехнологичной продукцией, ставят условие: локализация 80% в течение трех лет, и точка". Кстати, для полноценного существования в рамках ВТО наш восточный сосед внес коррективы в 2,3 тыс. нормативных актов, подогнав их под стандарты ВТО. Так что, с одной стороны, есть чему учиться.

    Скорее всего, в итоге закон станет рамочным, а не прямого действия, за что ратовали многие участники дискуссии. Так, член-корреспондент РАН Георгий Клейнер считает, что этот документ должен стать стартовой площадкой для появления других необходимых законопроектов, например, о предприятии, стыковаться с законами о науке, об образовании и т.д. Кроме того, для его полноценного действия надо создать инфраструктуру в виде, например, региональных агентств промышленного развития.

    "Мне как собственнику пяти малых производственных предприятий важно, чтобы в законе был прописан механизм защиты МСП от заоблачных цен монопольных поставщиков, - сообщил "РБГ" предприниматель Сергей Набатников, - и определен государственный орган, контролирующий работу этого механизма. Также важно, чтобы будущий закон защищал поставщиков качественной продукции и не допускал на рынок трэш".

    В Германии ВВП на 84% формируется благодаря обрабатывающей промышленности, а в России этот показатель равен 12%. И законопроект, по словам Валерия Платонова, призван способствовать развитию обрабатывающих отраслей и потому жизненно важен для страны. Поправки в черновой вариант документа ТПП РФ и профильный комитет Госдумы будут принимать, рассматривать и систематизировать до конца марта, после чего обновленный проект отправится на рассмотрение в парламент. Как сообщил Павел Дорохин, в идеале было бы здорово принять его "в комплекте" с законом о стратегическом планировании. А если учесть, что законодатели планируют принять последний во втором чтении уже в эту сессию, то придется поторопиться.

    Поделиться