21.01.2013 23:20
    Поделиться

    Владимир Гутенев: Отечественный ВПК нуждается в частном капитале

    Отечественный ВПК остро нуждается в частном капитале
    Комитет Госдумы по промышленности начал работу по подготовке законопроектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и потенциала оборонно-промышленного комплекса. Предпосылок тому немало.

    Сегодня средняя рентабельность почти полутора тысяч предприятий российского ОПК составляет 6-8%, что значительно ниже уровня по промышленности в целом. Изменить сложившуюся ситуацию возможно только за счет привлечения частного бизнеса к выпуску военной продукции, считают депутаты. О том, какие меры будут приняты для развития сотрудничества бизнеса и ОПК, рассказал "РБГ" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев.

    Владимир Владимирович, насколько важно взаимодействие частного бизнеса и ОПК для нашей страны?

    Владимир Гутенев: Организация эффективного взаимодействия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и частного бизнеса в настоящее время является чрезвычайно важной задачей. Ее актуальность обусловлена не только необходимостью создания хорошо оснащенных Вооруженных сил, в полной мере отвечающих современным глобальным вызовам, но и потребностью восстановления ритмичного и динамичного функционирования одной из важнейших отраслей российской экономики, которая в предыдущие десятилетия фактически стала заложником рыночных реформ.

    К концу 1980-х годов ОПК занимал господствующее место в экономике СССР. Более 3 тыс. предприятий производили 20-25% валового национального продукта, на их долю приходилось более 12% основного капитала промышленности. Деятельность ОПК обеспечивалась поставками продукции с более 10 тыс. предприятий-смежников. На решение оборонных проблем расходовалась преобладающая часть интеллектуального потенциала страны. В 1988 году на нужды военных разработок тратилось почти 3/4 всех средств, выделяемых в бюджет на НИОКР. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превышала 1,8 млн человек. Однако последующее резкое снижение доли расходов от ВВП на национальную оборону привело к разрушению коопераций организаций и технологических цепочек и, как следствие, к потере многих важных наукоемких технологий, высокотехнологического оборудования, высококвалифицированного научного, инженерно-технического и рабочего потенциала.

    По существу, выход из такой непростой ситуации только один: развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) - совокупности организационно-правовых, финансово-экономических отношений и совместных действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей экономической политики государства.

    Какие законодательные меры будут приняты для развития партнерства между частным бизнесом и ОПК?

    Владимир Гутенев: Закон "О государственном оборонном заказе" уже принят, на очереди - законопроекты "О федеральной контрактной системе" и "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".

    Пока частный бизнес неохотно становится партнером крупных компаний в производстве вооружений и военной техники, поскольку наряду с низкой рентабельностью существовала практика, когда минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Предприятиям при небольшой рентабельности было чрезвычайно сложно, не имея гарантированных долговременных заказов, включаться в производственную кооперацию. Поэтому необходимо создать комплекс благоприятных для частного бизнеса условий по комплексному критерию "прибыль/риск". В сочетании с долгосрочным характером спроса на продукцию и возможностью участия государства в создании необходимых производственных мощностей на частных предприятиях, это подтолкнет многие фирмы к взаимовыгодному сотрудничеству с предприятиями ОПК.

    В законопроекте о ФКС, который заменит 94-ФЗ, предусмотрено 10%-ное участие малого бизнеса при распределении контрактов, в том числе в ОПК. Выдвинута инициатива об увеличении до 15% участия малых предприятий в распределении контрактов. Эта позиция получила положительную оценку со стороны правительства. Уверен, что обновленное руководство министерства обороны и переданная в Военно-промышленную комиссию (ВПК) "Оборонпоставка" сформируют такие условия, когда эта норма для малого бизнеса будет исполняться.

    В законопроекте "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" также заложены многие правильные мысли, которые следует конкретизировать и развить.

    Какую роль в развитии партнерства бизнеса и ОПК будут играть технопарки?

    Владимир Гутенев: Одна из форм инновационной деятельности заключается в вовлечении частного бизнеса в инвестпроекты посредством системы технопарков. Их целесообразно создавать на базе или во взаимодействии с крупнейшими предприятиями ОПК. Целесообразно сформировать, условно говоря, "Милитари-Сколково". Желательно это сделать в Подмосковье. Это могли бы быть и регионы, где есть мощные оборонно-промышленные кластеры и крупные научные центры - Самарская, Свердловская области. Считаю, что создание таких технопарков невозможно без амбициозной молодежи и серьезной университетской базы с сильным профессорско-преподавательским составом.

    Одной из основных задач этой головной структуры должны стать не только поиск, формирование и реализация каких-то интересных бизнес-проектов для ОПК, но и формирование некоего банка знаний, компетенций, технологий с учетом ограниченного доступа к этой базе различных групп участников проекта. Другими словами, предполагается установить разный доступ к информационным пластам: одно дело - это промышленные предприятия или созданные при них технопарки. Другое дело - наши зарубежные партнеры, которые, в свою очередь, тоже пользуются разной степенью доверия. С некоторыми из них, например, с Индией, реализуется целый ряд высокотехнологичных проектов - проект по гиперзвуковой ракете Брамос, а также по военно-транспортной авиации и истребителям ПАК ФА.

    Если употребить военную терминологию, то технопарки - это естественные полигоны, в которых могут отрабатываться перспективные технологические и бизнес-проекты, и наиболее успешные из них - затем тиражироваться на всю страну.

    Какие инструменты поддержки предполагается использовать для привлечения бизнеса в ОПК?

    Владимир Гутенев: В деятельности исполнительной власти по развитию ГЧП предполагается реализовать меры по увеличению доли частного капитала в ОПК до 30-35%. Для этого планируется снять некоторые ограничения по режиму секретности.

    Чтобы привлечь частный бизнес, необходимо давать ему постоянную и надежную информацию: где в нем необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством или он получит бонусы за свои изобретения.

    Основной формой взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий являются технологические платформы. В их рамках производится выделение существенных объемов финансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса, а также промышленностью. В настоящее время сформировано около 30 технологических платформ. Активное участие в их реализации принимает государственная корпорация "Ростех", координирующая создание технологий мехатроники, СВЧ, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения, национальной программной системы, разработку новых авиационных технологий. Достижения в этих направлениях могут найти широкое применение в ОПК. Важно их комплексно спланировать и скоординировать.

    Эти и другие очень важные вопросы предстоит решить созданному при ВПК совету по ГЧП, в который вошло около сотни квалифицированных специалистов из различных отраслей. В его рамках будут предложены правила отношений государства и бизнеса в ОПК.

    В каких сферах, в первую очередь, будет происходить сотрудничество бизнеса и ОПК?

    Владимир Гутенев: Государство заинтересовано в том, чтобы частный бизнес активнее инвестировал средства в программы производства бронетехники, стрелкового оружия, оптических и тепловизионных систем, СВЧ-систем, гиперзвуковых технологий. Кроме этого, он может принимать активное участие в создании экспортных образцов вооружения, а также в разработке технологий двойного назначения. Многие небольшие частные предприятия в силу их высокой мобильности могут стать драйверами научно-технического прогресса, в том числе - в ОПК. И, конечно, частный бизнес предполагается активно задействовать при создании сырьевой и элементной базы ОПК.

    Работа по реализации ГЧП предстоит большая и многоплановая. Еще не все понятно, что-то придется корректировать по ходу дела.

    Те предложения, которые были указаны выше, - это только первый этап развития ГЧП. Но скорее всего, при переходе к следующему этапу проектного ГЧП для повышения его эффективности потребуются существенные изменения в федеральном законодательстве. Причем такие, которые не разрушили бы уже проводимые во многих регионах проекты.

    Наша задача - научиться управлять не только директивными методами, но и использовать более тонкие способы государственного индикативного планирования и управления предприятиями с различными формами собственности. Надеюсь, что полученный положительный опыт затем можно будет обобщить и распространить на промышленность в целом.

    Поделиться