21.01.2013 14:01
    Поделиться

    Двое подростков повесились в новосибирском СИЗО

    Двое подростков, 15 и 17 лет, обвиняемых в кражах и разбое, повесились на простынях в камере СИЗО №3 в поселке Линево Новосибирской области. Они оставили предсмертные записки, в которых попросили прощения у матерей. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ - "доведение до самоубийства".

    Лишение свободы - сильнейший удар по психике, не все взрослые выдерживают. Поэтому такая мера пресечения, как заключение под стражу до приговора суда, избирается несовершеннолетним только в исключительных случаях - это закон. Были ли у следствия и суда основания сажать подростков за решетку? Формально - да, они обвинялись в тяжких преступлениях (не убийствах - разбой и кража) и могли скрыться. Но вот две истории, которые закончились одинаково: два мальчика из Бердска жили несчастливо и умерли в один день. В одной камере. "Я не могу так больше жить, никогда не думал, что стану вором", - пишет один. "Мама, я знаю, что был самым нелюбимым сыном", - выводит другой.

    Пятнадцатилетний подросток был осужден весной прошлого года к 150 часам обязательных работ - за кражи. Отбыть наказание не успел - новая кража, уже серьезнее. Дело расследовали, передали в суд, но 17 декабря прошлого года подсудимый на заседание не явился. Пришла его мама и рассказала, что сына нет дома уже десять дней, и где он - неизвестно. Пропавшего объявили в розыск, и за три дня до нового года он был задержан. Суд заключил его под стражу именно из-за попытки скрыться. Двадцать пятого января должно было состояться рассмотрение дела 15-летнего подсудимого по существу.

    Его сосед по камере на два года старше. Он судим не был - первый опыт. Детдомовец, мать лишена родительских прав. Из детдома убегал все равно к маме. В детдоме утверждают, что воспитанник склонен к бродяжничеству. Именно поэтому - тоже из-за опасений, что скроется, - 17-летнего обвиняемого взяли под стражу еще во время следствия. По данным правоохранительных органов, подросток совершил две кражи и разбой. Шестнадцатого января, за три дня до трагедии, суд провел предварительное слушание по его делу - меру пресечения менять не стали. Говорят, беды ничего не предвещало - подросток производил впечатление уравновешенного человека.

    В следственном управлении СК РФ по Новосибирской области по факту ЧП возбудили дело о доведении до самоубийства. Вопросов, которые предстоит выяснить, масса. В ГУФСИН, к примеру, заявляют, что сотрудник по надзору контролировал несовершеннолетних, которые сидели в камере вдвоем, каждые десять минут. Как за такой короткий промежуток подростки успели затянуть узлы из простыней на "металлической конструкции камеры" и довести дело до конца? И, главное, откуда взялась у обоих такая решимость? "Накануне с подростками работал психолог, он не заметил ничего странного", - говорит руководитель пресс-службы регионального ГУФСИН Денис Винокуров. 

    - Такие трагедии - повод задуматься над тем, а способна ли наша правоохранительная система работать с несовершеннолетними? - говорит социолог Надежда Вавилина, ректор Нового сибирского университета. - Это пока "безответственные души", у них нет социального опыта - а мы лишаем их свободы и сажаем к матерым преступникам. Очевидно, здесь нужны другие подходы и другие условия. Считаю, что отсутствие особых структур, которые занимались бы несовершеннолетними, нарушившими закон, - это недостаток нашего общества. У нас принято ругать ювенальную юстицию. Да, это чужой опыт, опыт других стран - но, думаю, его стоит изучить, чтобы избежать таких жутких случаев.

    Поделиться