15.01.2013 23:10
    Поделиться

    В издательстве "РГ" вышел новый роман Юрия Макарцева "Итуруп"

    В издательстве "Российская газета" вышел новый роман Юрия Макарцева "Итуруп"
    О своей книге рассказывает автор:

    - Фабула романа напрямую обращена к одному из ключевых событий новой России, когда в 1992 г. окружение Ельцина готово было отдать японцам южные Курилы, дабы... пополнить истощившуюся госказну и на вырученные от продажи русских земель деньги или на полученные от соседей инвестиции ( как получится) провести реформы в государстве. Кремль в нескольких шагах от того, чтобы "повторить" Аляску... К счастью, "продажа Родины" не состоялась, Б.Н. дрогнул и отменил свой визит в Токио за три дня до намеченного срока, и сделать этот разворот к благоразумию его вынудило широкое общественное сопротивление.

    В "остужении горячности" зарвавшихся землемеров участвуют и главные герои "Итурупа".

    Книга рассматривает эволюцию молодых людей из поколения 40-х (Людмила Обидина (Лю), Андрей, Антонина, Матвей) в чреде бега лет, от ползунков до зрелого возраста, и выясняет мотивы и причины распада товарищеского сообщества в пору тотального отрицания старых ценностей. Помимо великолепной четверки реальными действующими лицами произведения являются Б. Ельцин, первый губернатор Сахалина В. Федоров, журналист "Комсомолки" А. Афанасьев, а также заместитель министра иностранных дел, названный в книге Георгием Фридриховичем, человек из команды прояпонски настроенных чиновников той поры. Дипломат очень старается для соседей... командированный на острова, он уговаривает жителей Курил подчиниться новым японским хозяевам, так, дескать диктуют законность и справедливость в современном прочтении.

    Повествование под обложкой "Итурупа" имеет полувековой охват действительности и показывает происхождение асимметрии - как из "хрущевской оттепели" 60-х мы вошли в эпоху разочарований девяностых годов. Обращается к долгоиграющим историческим "недоразумениям" и вытекающим из них урокам для современников: тема южных Курил - живая и болезненная (для наших соседей) до сих пор.

    Широк и географический охват территорий, куда в силу обстоятельств попадают и где действуют прописанные в книге персонажи: Сахалин, Курилы, Охотское море, немецкий Гамбург; кругосветное и скандальное плавание Крузенштерна; строительство первых телецентров в европейской части страны - Череповец, Курск, Фатеж, Киров; первые московские тусовки с барскими излишествами и первые демонстрации в защиту того, что принадлежит всем и что без согласия народа трогать нельзя ...

    Произведение полемизирует с расхожим ироническим посвистыванием, дескать, в Советском Союзе не было секса, и противопоставляет свободную любовь нашей молодежи 60-х ( часть вторая книги: "Нижний этаж") тем нравственным заменителям, которые вошли в обиход сегодня. Любовь главных героев в повествовании предстает "обремененной" нравственным долгом, в частности, врач по профессии, Лю внедряется в тоталитарную религиозную секту, действующую в Москве, чтобы изучить ее нравы изнутри и психологически поддержать одурманенных людей. Погоня за сектантами приводит ее на плавбазу, ведущую промысел рыбы в Охотском море, возле острова Итурупа. Смысл жизни женщина видит в самопожертвовании, чем наносит урон собственной любви, в результате чего близость любящей пары (ее и Андрея) становится разорванной на части, переходя с очности на заочность.

    Роман соизмеряет рост героев прошлого, собирателей России (Николай Резанов, камергер царского двора и первый дипломатический посланник из Санкт- Петербурга по морю в Японию, спасатель русской Аляски, возлюбленный испанки Кончиты, бесстрашный соединитель земель и сердец, известный многим по рок-опере "Юнона" и "Авось" персонаж) и антигероев смутных лет, которые, пользуясь растерянностью населения в годы реформ, пытаются создать прецедент "разземеливания государства". Произведение вводит понятие "территориального патриотизма", свойственного россиянам вообще, и исследует его истоки.

    Автор ставит точку, когда Россия частично стряхивает со своего лица пыль хаоса и выпрямляется, на дворе 2005 год.

    Поделиться