14.01.2013 23:47
    Поделиться

    Субъекты РФ оценят нормативные акты на предмет лояльности бизнесу

    В ближайшее время Госдума рассмотрит правительственный законопроект, который поможет выявлять излишние запреты и ограничения в действующих нормативных актах для удобства работы предпринимателей. Закон в случае его принятия вступит в силу не раньше 2014 года.

    Как сообщил "РБГ" директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин, законопроектом предусматривается закрепление обязательности проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

    Для чего необходимо проводить ОРВ теперь и в регионах? В минэкономразвития сообщили, что цель оценки - выявить положения, которые создают административные барьеры, вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса, а также влекут необоснованные расходы предпринимателей, бюджетов различных уровней.

    Согласно документу, порядок проведения ОРВ будет определяться региональными нормативными актами. Однако, чтобы были сформированы единообразные и унифицированные подходы к внедрению ОРВ в регионах, методическое обеспечение по проведению этой оценки и экспертизы нормативных правовых актов будет подготовлено минэкономразвития.

    В министерстве подтвердили, что методические рекомендации уже разработаны и направлены в регионы. Кроме того, подготовлено типовое Соглашение с территориями о взаимодействии при проведении ОРВ, которые предусматривают ряд взаимных требований по выработке и соблюдению единых стандартов внедрения ОРВ. Как сообщил "РБГ" Вадим Живулин, такие соглашения уже заключены с правительствами Свердловской и Вологодской областей, Республики Бурятия. Аналогичные соглашения готовятся к подписанию еще с 8 регионами.

    - На самом деле уже и сейчас во многих регионах подобный экспертный фильтр применяется, - считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Методические рекомендации о том, как лучше осуществлять такую процедуру, были утверждены приказом минэкономразвития еще в сентябре. Активную роль в этом процессе играют и сообщества деловых предпринимателей. Поэтому для субъектов РФ, еще не применяющих оценку регулирующего воздействия в своей законодательной практике, можно составить библиотеку лучшей практики и учесть опыт чужих региональных ошибок в этом вопросе.

    По словам Вадима Живулина, проект по продвижению института ОРВ в регионы России является одним из приоритетов минэкономразвития на 2013 год. В связи с этим планируется серия выездных обучающих мероприятий в федеральных округах, чтобы передать опыт государственным служащим, представителям других заинтересованных групп по использованию преимуществ новых подходов к нормо творчеству.

    Как будут оцениваться законопроекты на предмет излишних запретов?

    Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Павел Гагарин считает, что эффективность оценки законопроектов на предмет запретов - под большим вопросом.

    Эксперт объясняет это тем, что запреты формируются не во время подготовки законопроекта, а в процессе создания правоприменительной практики по нему. "И ликвидировать запреты - это все равно что бороться с ветряными мельницами, - полагает Павел Гагарин. - Посудите, ведь можно, допустим, разработать некий антирейдерский закон, но им будут пользоваться как рейдеры, так и их жертвы, ведь при отъеме собственности стороны нередко объявляют рейдерами друг друга. Так что сам по себе законопроект о выявлении лишних запретов толком ничего не решит, судя по всему, он имеет в значительной степени декларативный характер. И в том сыром виде, в каком он находится сейчас, вряд ли он будет принят. Кроме этого, не просматриваются эффективные механизмы по исполнению этого закона. Или будет, как у Булгакова в "Записках на манжетах": человека назначают в комиссию по проверке деятельности его самого, в которой этот самый человек и состоит.

    С экспертом готова поспорить управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Ольга Пономарева. По ее мнению, критерии оценки в законопроекте разработаны детально, описывают весь "жизненный путь" законопроекта. "В частности, применяют следующие критерии: какую значимую проблему сможет решить нормативный акт, каковы его цели и как они будут достигаться, выгоды и издержки, к которым приведет законопроект, какие социальные группы населения он затронет, период его действия, механизмы оценки эффективности нормативного акта, - отмечает Ольга Пономарева. - По итогам оценки законопроекта выдается заключение. Заслуживать внимания будет тот законопроект, который будет содержать в себе более эффективное и менее затратное для бюджета решение проблемы. Предлагаемый документ вносит поправки, которые добавляют этому процессу оценки больше публичности и открытости, он рассчитан на диалог разработчиков законопроекта с "практиками", с теми, кто непосредственно будет жить и работать по этому законопроекту".

    В документе было обнаружено лишь одно явное упущение. Согласно сопровождающему его финансово-экономическому обоснованию, законопроект "не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета". Притом в тексте самого законопроекта возникают обязательства уполномоченного федерального органа исполнительной власти (на самом деле - это минэкономразвития) осуществлять достаточно высококвалифицированную, профессиональную деятельность по методическому обеспечению внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в регионах. А это, по мнению Владимира Климанова, не что иное, как финансирование деятельности чиновников или даже аутсорсинг научных работ именно из федерального бюджета. В связи с этим эксперт опасается, что это может вызвать малопрогнозируемый негативный отклик в связи с появлением еще одной обязательной, но мало воспринимаемой региональными и муниципальными чиновниками как необходимой процедуры.

    Поделиться