14.01.2013 23:30
    Поделиться

    Эксперт: Молодые люди делают успешную карьеру благодаря общению

    Современный тренд: 30-летние министры, мэры городов, директора крупнейших предприятий и фирм. Это новый тип вундеркиндов в эпоху IT-технологий? Или результат самопиара, родственных связей и блата? Жизненный опыт "отдыхает"? На эти вопросы отвечает доктор социологии, руководитель молодежных проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова.

    Свежий пример: Наталья Фишман - 21-летний директор мощного комплекса "Российский еврейский музей толерантности", до назначения на эту должность была советницей министра культуры Москвы. В чем "фишка" молодых вундеркиндов от управления?

    Лариса Паутова: Наталья - это, скорее, исключение. Типичный пример - Алена Попова. Активный общественный деятель, политик, глава волонтерского движения, человек-оркестр. Очень заметная дама - под тридцать.

    Особенно много тридцатилетних на руководящих должностях в регионах. Руководитель администрации, зам мэра, зам губернатора - все это очень молодые ребята до 35 лет. Приходилось работать и с заместителем министра экономики области, которому было 28. То есть ставить в руководстве молодых - общий тренд, и не только федеральный. То же самое мы можем сказать о бизнесе. Там активно наступает так называемое "путинско-медведевское" поколение, это те, кто всерьез занялся делом в годы правления этих двух президентов. Самый яркий пример - Павел Дуров. Наш Марк Цукерберг, создатель "ВКонтакте". 1984-го года рождения, успешный и очень богатый.

    А директора по развитию, по маркетингу, особенно по пиару - и того моложе: обычно 25-26 лет. Я себя ощущаю уже девушкой неюной, когда общаюсь с топ-менеджерами компаний.

    Это вундеркинды?

    Лариса Паутова: Тренд очень многослойный. Народ этот изначально ориентирован на успех, в них запрограммирован код карьеры. Последние двадцать лет СМИ, Интернет, книги и фильмы прививали России западную идею успеха. Вот и "плоды". Мы видим, что молодые люди действительно часто с нуля строят удачный бизнес, идут в политику и достигают высот.

    Но ведь ясно, что только установка на карьеру, "хочу быть Абрамовичем", не породила бы такие яркие выбросы, примеры успеха...

    Лариса Паутова: Я думаю, что прежде всего этот успех связан с развитием Интернета. Большинство блестящих карьер были сделаны в IT-бизнесе, в маркетинге, в пиаре или в медиа. Приглядитесь, как многие молодые политики и общественные деятели раскручивают свой персональный бренд за счет того, что правильно ведут блог, пользуются социальными сетями. Интернет является для них конкурентным преимуществом. Поэтому они добиваются больших успехов, нежели люди среднего и старшего возраста.

    Самый яркий пример - Павел Дуров. Наш Марк Цукерберг, создатель "ВКонтакте". 1984-го года рождения, успешный и очень богатый.

    Неужели самопиар в социальных сетях приносит реальную отдачу в реальном бизнесе?

    Лариса Паутова: Дело в том, что мы вступили в такой период, когда особенно востребованы именно социальные качества, навыки общения. Наступила эпоха, когда люди не просто хотят слушать, а общаться друг с другом, не просто слушать "говорящую голову", а говорить с ней. Есть такой активный способ общения в Интернете, как "расшаривание картинок": народ делится в Сети удачными фотографиями, ждет отклика. Социологи называют это молодое интернет-поколение "людьми 2:0": это те, кто не просто потребляет информацию, а сами ее создают. За счет этого они и наступают на пятки старшим.

    Медиа, СМИ, новое телевидение эксплуатируют умение и желание с удовольствием, не стесняясь, рассказывать о себе. Даже на митингах коммуникабельных молодых было больше всего. И это опять-таки их преимущество. Возьмите новых общественных лидеров: за счет умения свободно общаться они объединяют людей. Контактность позволяет Алене Поповой быть человеком-оркестром. Надо ехать в Крымск? Она туда едет, а за ней едут люди. Тут же она в Интернете "постит", что она в Крымске сделала, тут же организовывает пресс-конференцию, отвечает на вопросы журналистов... Навыки общения помогают им продвигать себя. А в пиаре, в медиа - это уже успех.

    Можно ли из всего вами сказанного сделать вывод, что существует и запрос на более демократический, мягкий, социальный стиль в управлении?

    Лариса Паутова: Действительно, он есть и в бизнесе, и в политике. Мы уже довольно долгое время живем в мире жесткого административного диктата, авторитарности. Поэтому так успешен живой демократичный стиль управления и социальное лидерство. А кто, как не молодые, здесь лучше себя проявляют. Лидер, который умеет общаться с народом, потому что он еще не забронзовел, поведет за собой. Молодой мэр, молодой министр умеют выстраивать отношения с людьми - это навык их возраста.

    К слову, особенно сейчас успешны молодые женщины. Потому что представительницы прекрасной половины по определению - существа социальные. Феномен женщин-лидеров связан с тем, что в компаниях востребована способность договариваться, способность ликвидировать конфликт, способность умиротворять. Женщины - хорошие заместители руководителей.

    21 год Наталье Фишман - директору мощного комплекса "Российский еврейский музей толерантности".

    А какую роль во всех этих грандиозных карьерах играет "блат" и родственные связи?

    Лариса Паутова: Это никуда не делось. Но вот вопрос: как интерпретировать эти вещи? При построении карьеры связи и знакомства всегда играют важную роль. Мы можем воспринимать их как "блат", как покровительство, спонсорство, то есть в негативном ключе. Но с другой стороны, связи - это умение человека быть общительным, создавать и поддерживать контакты. То, что именуется страшным словом "нетворкинг". Общение не потому, что я такой коммуникабельный, а потому, что этого требует моя работа. Если пришел на конференцию, должен собрать максимальное количество визиток, познакомиться с людьми, оставить о себе впечатление, а после бизнес-встречи написать письмо по правилам, открытку к Новому году, прислать презент. Это определенная технология знакомств.

    Естественно, люди ищут и меняют работу по знакомству. Но у молодых этот процесс переведен на более технологичный уровень. Плюс им помогает умение пользоваться рекрутинговыми сайтами, о которых люди старшего поколения вообще не знают. А молодежь умеет себя оценить и продать на рынке труда через социальные сети.

    Если не секрет, во сколько лет вы защитили докторскую диссертацию?

    Лариса Паутова: Мне было 33 года. Я не была самой молодой среди защищавшихся. 30-летний доктор наук - сейчас этим никого не удивишь. Многие могут сказать, что смягчились требования при защитах. Но если говорить не только о докторских, а вообще про управление, про карьеру, то молодые легче осваивают принципы игры. Они четко видят цель, дистанцию до ее достижения, а также осознают, что продвижение - всего лишь технологический процесс. И еще. Те, кто младше 30 лет, являются детьми достаточно успешных людей 40-50 лет. Если родители добились успеха в своей профессии, то они являются примером для детей, которые четко понимают, как технологически устроена карьера.

    То есть если с ручного управления переходишь на автоматическое, жизненный опыт не так уж и нужен, главное - знать правила?

    Лариса Паутова: Жизненный опыт никто не отменял. Для социолога, например, он необходим. Иначе ты не можешь интерпретировать ситуацию, с которой никогда не сталкивался. Но при построении карьеры очень часто прошлые личные страдания, чувства, размышления отступают на второе место. Есть огромное количество информации на тему, как построить успешную карьеру. К тому же новое поколение не скромничает. В жестком мире современной борьбы за место под солнцем - это правильно.

    Говорить о деньгах, просить повышения для себя - раньше считалось неприличным, а сейчас?

    Лариса Паутова: Вы правы: старшее поколение действует по формуле Булгакова: "Никогда ничего не проси. Особенно у тех, кто сильнее тебя. Придут - и сами дадут..." А молодежь считает, что дороже себя продать - ее право. Оно входит в принципы и правила игры. Поэтому не испытывает в кабинете у начальника никакой неловкости.

    Ключевой вопрос

    Последние коррупционные скандалы тоже связаны с молодыми, приятными на вид женщинами...

    Лариса Паутова: Недавно в фейсбуке читаю, коллега пишет: "Такое ощущение, что девушки до 28 лет уже везде: на крутых должностях в бизнесе и в политике, в министерствах..." Это связано еще и с тем, что востребована визуализация. Акцент на картинки, на яркие образы. Мы очень долго были рациональной страной, особенно во время выживания в кризисы. Классическая эпоха вообще построена на рациональности. А молодые дамы легко подхватывают правила новой игры. Они прекрасно умеют образно говорить, хорошо выглядеть, делать хорошие презентации. Демонстрируют это в большей степени, чем способность логически рассуждать. И это приносит успех! К слову, без ложной скромности, это и мое преимущество. Если ты позиционируешь себя только как рационально мыслящий субъект, то карьеру сделать тебе будет тяжело.

    Досье "РГ"

    Власть молодая

    Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Ивану Муравьеву 30 лет.

    Николаю Никифорову, министру связи и массовых коммуникаций РФ тоже 30. Столько же его заму Марку Шмулевичу.

    31 год Михаилу Курбатову - заместителю министра энергетики РФ. Его ровесник Дмитрий Юрьев - заместитель министра сельского хозяйства РФ. На год старше Ринат Гизатулин - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ и Антон Инюцын - заместитель министра энергетики РФ.

    32 и Савве Шипову - руководителю Федеральной службы по аккредитации.

    Бизнес

    Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru - 34 года.

    Эдуард Кадыргулов, основатель торговой сети "Вещь" - 34 года.

    Антон Титов, владелец компании "Обувь России" - 32 года.

    Иван Поляков, генеральный директор ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С.Попова" (Омск) - 34 года.

    Денис Матафонов, генеральный директор и совладелец "Неттрейдер" - 32 года.

    Cтатистика

    90 процентов россиян 18-25 лет пользуются Интернетом каждый день;

    84 процента каждый день общаются через социальные сети;

    25 процентов активно размещают в Сети видео и фото;

    15 процентов - свои заметки и комментарии.

    Поделиться