13.01.2013 23:00
    Поделиться

    Благоприятный законодательный климат может обеспечить освоение Арктики

    Широкомасштабное освоение Арктики возможно при благоприятном законодательном климате

    Перед Россией стоит грандиозная по масштабу задача - освоение углеводородных запасов континентального шельфа арктических морей. Арктические богатства России велики, но добраться до них и рационально использовать очень непросто. У нас есть уникальный опыт освоения месторождений Сибири. Суровые погодные условия, бездорожье, почти полное отсутствие всякой инфраструктуры... Потребовались усилия всей огромной страны для того, чтобы построить среди тайги новые города и поселки, проложить дороги и ЛЭП. Запасы Сибирской нефти велики, но не безграничны. Сейчас ей на смену должна прийти нефть Арктики.

    Но надо понимать, что реализовать такой масштабный проект возможно, только сконцентрировав все доступные ресурсы. Если бы в 60-70 годах до работы в Сибири допустили только небольшую группу предприятий, сумели бы они построить Нижневартовск, Нягань, Новый Уренгой - города, в которых сейчас живут и трудятся сотни тысяч людей? Когда я работал в Тюмени, освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири получило статус "Всесоюзной ударной комсомольской стройки". Там были собраны лучшие кадры из всех регионов страны, лучшие на тот момент технологии, была задействована практически вся отечественная научная база. Энтузиазм и реальная сплоченность геологов, нефтяников, строителей, ученых позволили тогда сконцентрировать все силы и заставить Западную Сибирь работать на благо нашей страны.

    И сегодняшним российским нефтяникам, я уверен, вполне по плечу решение подобных задач.

    Однако нынешние правила доступа к арктическим месторождениям разделяют российские компании на более и менее "государственные". Правом работать на шельфе наделены только "Роснефть" и "Газпром", а все остальные российские компании, обладающий опытом и финансами, готовые применить их на территории России, исключены из участия в этом грандиозном проекте. А ведь в этих компаниях сегодня работают профессиональные нефтяники, чей опыт остро необходим при реализации столь масштабных проектов.

    В данном контексте разделение российских компаний на "частные" и "государственные" абсолютно неоправданно и ничем не обосновано. Тем, кто будет работать в Арктике, и без того предстоит решить много разных проблем, незачем усиливать их административными барьерами. Ограничения могут быть установлены только для иностранных компаний - это наш шельф, и основная выгода от его использования должна пойти гражданам России.

    "Роснефть" и "Газпром" выделены из общего числа компаний на основании того, что в их капитале есть доля государства. Вместе с тем значительные доли акций этих компаний принадлежат иностранцам. Льготы и преференции, предоставляемые им, достаются и их иностранным акционерам. Добро, если бы эта схема работала - так ведь нет! Промышленная добыча до сих пор не началась ни на одном арктическом месторождении. Создается впечатление, что их и не собираются разрабатывать. Иностранцам вообще намного интереснее играть на бирже в голубые фишки, раздувая их капитализацию, чем заниматься настоящей работой.

    Между тем общеизвестно, что значительное увеличение количества запасов отрицательно влияет на эффективность их разработки.

    Госкомпании привлекают на шельф высокооплачиваемых зарубежных специалистов и компании с громкими названиями в надежде получить доступ к технологиям. Но очень сомнительно, что иностранцы так просто передадут свои технологии нам. На Россию по-прежнему смотрят как на источник природных богатств, получить доступ к которым необходимо любой ценой. За примерами далеко ходить не нужно. На Сахалине-2 Россия уже столкнулась с западным подходом к освоению наших богатств. И огромных усилий стоило государству навести там порядок, не говоря уже о значительных репутационных издержках. А ведь и сегодня иностранные миноритарии госкомпаний тоже могут оказаться бомбой замедленного действия.

    Безусловно, за работой нефтяных компаний нужен контроль, но для этого государству совсем не обязательно владеть их акциями. На шельфе Сахалина, Каспия, Черного и Азовского морей, Балтики накоплен большой позитивный опыт работы российских компаний с различными формами собственности. Все они действуют в интересах страны, успешно реализуя намеченные планы. Этот опыт можно взять за основу при освоении месторождений в северных широтах.

    Пока же вместо подготовки нормативно-правовой базы совершаются непонятные сделки по скупке акций. Так поглощение ТНК-BP не усилило контроль государства за недрами, никак не расширило налоговую базу. Вместе с тем многократно возросла долговая нагрузка крупнейшей российской нефтяной компании, что сделало ее более зависимой от международного капитала.

    Если государство действительно стремится к широкомасштабному освоению Арктики, то ряд положений закона о недрах, устанавливающих ограничения на работу российских компаний, могли бы вполне быть отменены. Только общими усилиями можно реализовать этот проект, использовать богатства Северного Ледовитого океана на пользу стране.

    Досье "РГ"

    Генадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

    В 70-е годы работал в Тюмени, принимал непосредственное участие в обустройстве Уренгойского и Ямбургского газоконденсатных месторождений, строительстве газопроводов Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Центр, Ямбург-Тула, сургутских заводов стабилизации конденсата и моторных топлив. В 80-е годы - первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В 90-х годах работал председателем правления госконцерна "Нефтегазстрой", председателем Совета директоров РАО "Роснефтегазстрой". Имеет государственные награды.

    Поделиться