06.01.2013 12:00
    Поделиться

    Православные верующие отмечают Рождественский сочельник

    Рождество Христово - один из величайших христианских праздников, уступающий по своей значимости только Пасхе, то есть празднику Воскресения Христа.

    Понимая, насколько каждому из нас трудно вырваться из круговерти повседневных забот, насколько мы все поглощены сиюминутным, Церковь готовит человека к тому, чтобы он смог духовно воспринять события, лежащие в основе праздника. Для такого духовного предуготовления нас к принятию явлений из мира вечного и устанавливаются многодневные посты. Ведь во время поста человек становится более чутким к духовному воздействию, восстанавливается истинная иерархия в нем самом: тело подчиняется духу, сиюминутное отходит на задний план бытия. Сорокадневный Рождественский пост - один из четырех многодневных постов - готовит нас к встрече родившегося Христа. Начавшийся 28 ноября, он заканчивается накануне праздника Рождества Христова, а сам день кануна называется Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова. Словом "навечерие" называют день накануне праздника, например, день, предшествующий Рождеству Христову - это Навечерие Рождества Христова, а день накануне праздника Крещения, или Богоявления - Навечерие Богоявления.

    Священники не устают повторять, что сам по себе пост - не цель, он только средство, помогающее человеку сосредоточиться на духовной жизни. И верное "духовное наполнение" может дать только участие в богослужении. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Пришествие Христа. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. Причем, чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника - Рождественский сочельник - день самого строго поста. В этот день не принято есть "до первой звезды". В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только "сочиво" - отварные зерна пшеницы, или риса, с медом - блюдо, которое и дало название дню накануне праздника Рождества Христова.

    А сам пост закончится только после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии. Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.

    На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить родившегося Христа. А ночью 6 января начинается праздничная ночная Литургия, называемая Всенощное бдение. В большинстве храмов Всенощные бдения совершаются только два раза в год: на Рождество Христово и на Пасху. Перед началом Всенощного бдения "бывает благовест (т. е. специальный вид перезвона церковных колоколов) и трезвон во вся". Начинается празднование рождения Христа.

    Поделиться