Поделиться

    Оборонщики разрабатывают для ВМФ торпеды пятого поколения

    Оборонная промышленность России не стоит на месте. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе оборонно-промышленного комплекса страны. И в подтверждение этого заявления рассказали о создании для ВМФ торпеды пятого поколения типа "Ломонос". Правда уточнили, что пока идет только разработка такой торпеды, а произведены они будут, возможно, только через четыре года.

    В официальном сообщении также подчеркнуто, что "до конца 2017 года планируется закончить разработки по созданию торпеды типа "Физик", изготовить малогабаритные противолодочные торпеды, а также прибор гидроакустического подавления шифра "Бериллий" на базе торпедного носителя".

    Через три года в районе Геленджика на Черном море, на базе одного из научно-исследовательских институтов, предполагается создать круглогодичный многоцелевой глубоководный полигон для испытаний морского оружия. Для проведения комплексных натурных испытаний в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, нужен круглогодичный глубоководный полигон для испытаний всех видов морского оружия. Это также важно для гарантированного обеспечения тактико-технических характеристик принимаемых на вооружение образцов морского подводного оружия.

    Кроме того подобный полигон дает возможность демонстрации образцов вооружения и военной техники заказчикам, включая иностранных. Это повышает конкурентоспособность российского морского вооружения на мировом рынке. Сейчас в России нет глубоководного профильного морского полигона, работающего в круглогодичном режиме, а изготовление торпед четвертого поколения типа "Физик", "Кант-3М" и разработка ракет пятого поколения типа "Ломонос" в рамках госпрограммы требуют проведения соответствующих испытаний.

    Напомним, что до распада Советского Союза основные испытания морского подводного оружия проводились на полигонах, расположенных в крымской Феодосии и в Киргизии на озере Иссык-Куль.

    Представитель ВПК уточнил корреспонденту "Российской газеты", что "для выполнения госпрограммы вооружения на период до 2020 года, связанной с производством морского подводного оружия, необходимого при оснащении кораблей и подводных лодок, на рассмотрение в правительство в ближайшее время будет направлен план по созданию морского полигона для натурных и госиспытаний всех видов морского оружия".

    Для разрабатываемых торпед уже есть и подводные субмарины.

    Головная многоцелевая атомная подводная лодка (МПЛАТРК) 4-го поколения "Северодвинск" пр. 885 типа "Ясень", вооруженная крылатыми ракетами, приступила к программе государственных испытаний в море. Одновременно с этим на заводе "Севмаш" прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой АПЛ уже изготовлены 3 крылатых ракеты "Калибр" в варианте с дальностью стрельбы в 2 500 км.

    Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боеголовкой на пути к береговой или надводной цели меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой.

    Досье "РГ"

    Крылатые ракеты "Калибр" - это высокоточное сверхскоростное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года российский флот должен получить 7 МПЛАТРК типа "Ясень", при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является "Казань". При этом данная лодка станет первой АПЛ 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.

    В отличие от стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта "Борей" - АПЛ "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский", у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой АПЛ "Казань" проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ АПЛ "Казань" должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире - американской многоцелевой АПЛ типа "Сивульф" при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

    Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 "Ясень" превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна АПЛ проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 "Борей".

    Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начала одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ "Малахит", которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая АПЛ проекта 885 получила шифр "Ясень", по кодификации НАТО - "Granay". Закладка головного корабля серии "Северодвинск" состоялась 21 декабря 1993 года на "Севмаше" в городе Северодвинск. Скорость постройки лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 "Северодвинск" впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

    Основные характеристики АПЛ проекта 885: наибольшая длина - 120 метров, ширина - 15 метров, осадка - 10 метров. Полное водоизмещение - 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость - 31 узел. Экипаж лодки - 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

    Подводные лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус лодок - стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор выполнен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью.

    По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.

    МПЛАТРК типа "Ясень" обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку - всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 штук). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы.

    Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение.

    Пятый отсек АПЛ - ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны). Шестой отсек лодки - реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб.

    В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергоооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 штук).

    Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

    Вся носовая часть АПЛ типа "Ясень" выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств "лимузинной" формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

    Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах.

    Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

    В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепится на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус АПЛ покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на "Ясене" используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.

    Подводная лодка проекта 885 выполнена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

    Основным вооружением АПЛ являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 "Оникс". Также возможно применение ракет 3М14

    "Калибр" и 3М54 "Бирюза". Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

    Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды.

    "Ясень" имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед - 30 штук: УСЭТ-80, "Физик-1" (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза" или ПЛРК "Водопад", а также мины.

    Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 "Шлагбаум" для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия МГ-114 "Берилл" и МГ-104 "Бросок".

    АПЛ проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой "Округ", которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. "Округ" может передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системы передачи данных.

    Поделиться