Поставить "Бориса Годунова" Вишневская мечтала давно - она сама когда-то пела Марину Мнишек и считала, что сочинение Мусоргского превосходит все оперы мира по своей философской глубине. Что характерно, Галине Павловне хотелось воссоздать первую редакцию оперы, полузабытую сегодня, а в свое время поразившую современников Мусоргского смелостью и особенной силой духа. И вот теперь, когда Галины Павловны не стало, спектакль, выпестованный ею с особым тщанием, напомнит зрителям о смелости и силе духа великой певицы и гражданина (Вишневская так и не захотела официально вернуть себе отобранное советскими властями гражданство, но более русскую, чем она, трудно себе представить).
"Борис Годунов" в Центре оперного пения суров и аскетичен. Главный элемент сценографии - огромный иконостас в виде креста, вокруг которого разворачивается сюжет в нарочито небрежно сколоченных декорациях. Из полумрака вырастают персонажи оперы, и шаг за шагом высвечивается трагедия Годунова; в этом спектакле на первом плане его душевные страдания, а не исторический контекст.
Режиссер Иван Поповски, художник Валерий Левенталь и дирижер Гинтарас Ринкявичус создали на "малогабаритной" сцене Центра действо эпического размаха - зрителю каждый раз заново открываются бездонность пушкинского текста и гениальность партитуры Мусоргского. Порой кажется, что "Борис Годунов" написан вовсе не в середине XIX века, а совсем недавно. Удивительное дело: в постановке принципиально отсутствуют намеки на современность - Вишневская выступала против такого рода режиссерских изысков.
Исполнительский состав во главе с Алексеем Тихомировым (царь Борис) демонстрирует отличную выучку - и голоса, и драматический талант указывают на школу Вишневской. Жаль, что самой Галины Павловны на спектакле уже не будет.